Как писать стихи

«Встреча с Победой» О. Берггольц


«Встреча с Победой» Ольга Берггольц

— Здравствуй... 
               Сердцем, совестью, 
     дыханьем, 
всею жизнью говорю тебе: 
— Здравствуй, здравствуй. 
                         Пробил час 
     свиданья, 
светозарный час в людской судьбе. 
  
Я четыре года самой гордой — 
русской верой — верила, любя, 
что дождусь — 
             живою или мертвой, 
все равно,— 
           но я дождусь тебя. 
Вот я дождалась тебя — живою... 
— Здравствуй... 
               Что еще тебе сказать? 
Губы мне свело священным зноем, 
слезы опаляют мне глаза. 
Ты   прекраснее,  чем   нам   
     мечталось,— 
свет безмерный, 
               слава, 
                     сила сил. 
  
Ты — как день, когда Земля рождалась, 
вся в заре, в сверкании светил. 
  
Ты цветеньем яблоневым белым 
осыпаешь землю с высоты. 
Ты отрадней песни колыбельной, 
полная надежды и мечты. 
Ты — такая... Ты пришла такая... 
Ты дохнула в мир таким теплом... 
Нет, я слова для тебя не знаю. 
Ты— Победа. Ты превыше слов. 
  
Счастье грозное твое изведав, 
зная тернии твоих путей, 
я клянусь тебе, клянусь,  Победа, 
за себя и всех своих друзей,— 
я клянусь, что в жизни нашей новой 
мы  не позабудем  ничего: 
ни народной драгоценной крови, 
пролитой за это торжество, 
ни твоих бессмертных ратных будем, 
ни суровых праздников твоих, 
ни твоих приказов не забудем, 
но во всем достойны будем их. 
  
Я клянусь так жить и так трудиться, 
чтобы Родине цвести, цвести... 
Чтоб вовек теперь ее границы 
никаким врагам не перейти. 
  
Пусть же твой огонь неугасимый 
в каждом сердце светит и живет 
ради счастья Родины любимой, 
ради гордости твоей, Народ.

Анализ стихотворения Берггольц «Встреча с Победой»

«Встреча с Победой», пожалуй, одно из самых ранних произведений, посвящённых этому долгожданному и радостному событию. Этот ответ на всеобщее ликование был 10 мая 1945 году написан Ольгой Берггольц – спустя всего лишь день после объявления победы над нацистской Германией. Это стихотворение вместило в себя всю гамму чувств, которую испытывала не только поэтесса, но и, наверное, все советские люди, праздновавшие вместе с ней воцарение мира.

Главный приём, использованный Ольгой Фёдоровной в произведении, – это олицетворение. Это не новое слово в военной лирике, например, поэтесса Юлия Друнина также применяла его, наделяя войну человеческими чертами. Но этот литературный троп оказался очень эффективным – под пером Ольги Берггольц образ Победы наполнился жизнью и предстал перед читателем во всей красе.

Вникая в эти строки:
Ты прекраснее, чем нам мечталось,—
свет безмерный,
слава,
сила сил.
читатель может увидеть мысленным взором величественную сияющую женскую фигуру. Нам легко представить, как она внимательно обводит всё вокруг своим мудрым понимающим взглядом, но вместе с утешением в нём присутствует и строгость. Поэтесса подчёркивает, какой ценой была заслужена победа и напоминает, что ради защиты мира необходимо продолжать усердно трудиться:
Я клянусь так жить и так трудиться,
чтобы Родине цвести, цвести…

Сохранение памяти о жертвах и подвигах войны – один из важнейших мотивов, звучащих в произведении. Чтобы заострить на нём внимание, автор использует рефрены и анафоры:
я клянусь тебе, клянусь, Победа,
…..
я клянусь, что в жизни нашей новой
…..

Градации также призваны усилить внимание читателя и показать важность усилий, которые предприняло всё советское общество для приближения победы:
ни народной драгоценной крови,
…..
ни твоих бессмертных ратных будем,
ни суровых праздников твоих,
ни твоих приказов не забудем…

Исследуя эпитеты, которыми поэтесса награждает свою героиню – Победу, читатель может обнаружить, что в этой фигуре сливаются воедино образы триумфа, мира и Родины. Автор сравнивает проявления победы с нежными лепестками яблоневых цветов, ласковыми звуками колыбельной песни. Что это, как не отражение любви к отчизне, воспоминание о её красоте и щедрости?!

Радость от освобождения от гнёта кровопролитной войны смешивается с восхищением мощью и стойкостью народа и родной земли. Недаром последняя строфа содержит ещё одну анафору, подчёркивающую наиболее важные в стихотворении образы:
ради счастья Родины любимой,
ради гордости твоей, Народ.

Это произведение даже сегодня, спустя столько лет, вызывает в читателях те же чувства, что и в измученных войной советских гражданах: гордость, ликование, признательность, надежду на прекрасное будущее. Такова удивительная сила поэзии, сочетающаяся с высокой идеей памяти о подвигах простых людей.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах