Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Вы обещали нам сады…» Н. Клюев

* * *

Я обещаю вам сады…
К. Бальмонт

Вы обещали нам сады
В краю улыбчиво-далеком,
Где снедь – волшебные плоды,
Живым питающие соком.

Вещали вы: «Далеких зла,
Мы вас от горестей укроем,
И прокаженные тела
В ручьях целительных омоем».

На зов пошли: Чума, Увечье,
Убийство, Голод и Разврат,
С лица – вампиры, по наречью –
В глухом ущелье водопад.

За ними следом Страх тлетворный
С дырявой Бедностью пошли, –
И облетел ваш сад узорный,
Ручьи отравой потекли.

За пришлецами напоследок
Идем неведомые Мы, –
Наш аромат смолист и едок,
Мы освежительней зимы.

Вскормили нас ущелий недра,
Вспоил дождями небосклон,
Мы – валуны, седые кедры,
Лесных ключей и сосен звон.

1912 г.

Анализ стихотворения Клюева «Вы обещали нам сады…»

Клюева принято относить к группе так называемых новокрестьянских поэтов. На протяжении всего творческого пути он оставался певцом русской северной избы, которая в его лирике превращалась в центр мироздания, наделялась мистической сущностью. Столь сильная любовь к деревне и простой жизни идет из детства Николая Алексеевича. Дело в том, что он родился и вырос в крестьянской семье. Мать его была сказительницей и плачеей, отец – урядником, сидельцем в винной лавке. Среди предков поэта – немало приверженцев старообрядства. Семья Клюева жила в глухой северной деревеньке, расположенной в Олонецкой губернии. О своих корнях Николай Алексеевич никогда не забывал. Недаром Ахматова отзывалась о нем, как о «таинственном деревенском Клюеве», а Блок искренне считал «провозвестником народной культуры» и воспринимал в качестве символа народной веры.

В 1912 году Николай Алексеевич написал программное произведение, получившее название «Вы обещали нам сады…». Его считают ответом на «Оттуда» (1899) Бальмонта. Фактически Клюев выступает против символизма. В стихотворении появляется антитеза «мы» – «вы». Под первым местоимением подразумеваются поэты из народа. Под вторым – представители символизма. «Оттуда» Константина Дмитриевича – обещание увести читателей с помощью поэзии из мира реального, где проблемы, несчастья, потрясения, в возвышенно-прекрасный мир грез. В той стране нет «ни печали, ни заката», там «свежесть утренней звезды», там «спят нешепчущие реки». В общем, Бальмонт описывает настоящий райский уголок.

Клюев обещаниям символистов не верит. По его мнению, в землях, изображенных Константином Дмитриевичем, живут Чума, Увечье, Голод, Убийство, Бедность, Разврат и Страх. Окультуренной природе, в качестве воплощения которой выступают сады, Николай Алексеевич противопоставляет природу дикую. Он считает, что истинное очищение человека происходит только под воздействием силы, идущей из недр крестьянского мира. Себя и себе подобных Клюев провозглашает людьми, вскормленными ущелий недрами, вспоенными дождями. Тех, кому выпало счастье осознать величайшую ценность «мужицкого» восприятия действительности, поэт называет валунами, седыми кедрами, звоном лесных ключей и сосен. Подобные мысли Николай Алексеевич будет транслировать и в произведениях, вошедших в сборники «Братские песни» и «Лесные были».

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах