Как писать стихи

«Взойти на сцену» Б. Ахмадулина


«Взойти на сцену» Белла Ахмадулина

Пришла и говорю: как нынешнему снегу
легко лететь с небес в угоду февралю,
так мне в угоду вам легко взойти на сцену.
Не верьте мне, когда я это говорю.

О, мне не привыкать, мне не впервой, не внове
взять в кожу, как ожог, вниманье ваших глаз.
Мой голос, словно снег, вам упадает в ноги,
и он умрет, как снег, и обратится в грязь.

Неможется! Нет сил! Я отвергаю участь
явиться на помост с больничной простыни.
Какой мороз во лбу! Какой в лопатках ужас!
О, кто-нибудь, приди и время растяни!

По грани роковой, по острию каната-
плясунья, так пляши, пока не сорвалась.
Я знаю, что умру, но я очнусь, раз надо.
Так было всякий раз. Так будет в этот раз.

Исчерпана до дна пытливыми глазами,
на сведенье .ушей я трачу жизнь свою.
Но тот, кто мной любим, всегда спокоен в зале —
Себя не сохраню, его не посрамлю.

Измучена гортань кровотеченьем речи,
но весел мой прыжок из темноты кулис.
В одно лицо людей, все явственней и резче,
сливаются черты прекрасных ваших лиц.

Я обращу в поклон нерасторопность жеста.
Нисколько мне не жаль ни слов, ни мук моих.
Достанет ли их вам для малого блаженства?
Не навсегда прошу — пускай на миг, на миг…

Анализ стихотворения Ахмадулиной «Взойти на сцену»

В 1973 году поэтесса Белла Ахатовна Ахмадулина (1937–2010) создала стихотворение «Взойти на сцену». Оно выразило переживания автора, связанные с творчеством и презентацией своих работ публике. Это произведение о том, как нелегко порой приходится добиваться признания, угождая капризным слушателям.
Стихотворение состоит из восьми строф по четыре строки. Размер – сложный шестистопный ямб. В строках используется перекрёстная рифма вида abab. Лирический герой произведения – сама поэтесса. Именно о её переживаниях читатель узнаёт из стихотворения.

«Взойти на сцену» с первых строк звучит как признание. Белла Ахатовна сравнивает смелость, с которой она каждый раз поднимается на подмостки для того, чтобы прочесть свои стихи, с лёгкостью падения снега в зимние месяцы. Но тут же подсказывает: «Не верьте мне, когда я это говорю.»

Неужели поэтесса намеренно обманывает читателей и слушателей?! Конечно, нет. Далее в стихотворении Белла Ахатовна подробно объясняет, как она относится к выступлениям. Для этого используются эмоциональные, иногда пугающие эпитеты: «Измучена гортань кровотеченьем речи…»

Автор сравнивает исполнение стихов с ходьбой по канату, со смертельным риском для жизни. Это звучит удивительно, ведь известно, что публика любила Ахмадулину и с нетерпением ждала поэтических вечеров. Однако современному читателю всегда нужно помнить, что толпа переменчива, требовательна. Случается, что новый стиль или новая тема в творчестве артиста может изменить мнение о нём у самых преданных поклонников, и они отвернутся от выступающего. Именно об этом говорит поэтесса, рассуждая, что аудитория вполне может быть неблагодарной:
Мой голос, словно снег, вам упадает в ноги,
и он умрет, как снег, и превратится в грязь.

В тексте часто используются рефрены:
О, мне не привыкать, мне не впервой, не внове…
Неможется! Нет сил!…

Повторяющиеся эмоциональные восклицания заставляют читателя поверить, что автор действительно в отчаянии. Поэтессе тяжело даётся каждый выход на сцену, но что же заставляет её снова и снова это делать? В тексте на этот вопрос даются ответы.

Во-первых, автора греет мысль, что среди толпы есть близкий человек:
Но тот, кто мной любим, всегда спокоен в зале.
Себя не сохраню, его не посрамлю.

Во-вторых, поэтесса надеется, что найдутся и те, кто воспримет её творчество не как простое развлечение, а как серьёзный труд:
но скажет кто-нибудь: она была артистка,
и скажет кто-нибудь: она была поэт.

Здесь тоже использован повтор, который показывает, как важно для автора почувствовать признание её заслуг.

В 1984 году Алла Пугачёва исполнила песню «Пришла и говорю», в основе которой лежат строки Беллы Ахмадулиной. Песня была очень популярна и стала настоящим гимном творческих людей.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах