Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Зачем рассказывать о том…» А. Твардовский

* * *

Зачем рассказывать о том
Солдату на войне,
Какой был сад, какой был дом
В родимой стороне?
Зачем? Иные говорят,
Что нынче, за войной,
Он позабыл давно, солдат,
Семью и дом родной;
Он ко всему давно привык,
Войною научен,
Он и тому, что он в живых,
Не верит нипочем.
Не знает он, иной боец,
Второй и третий год:
Женатый он или вдовец,
И писем зря не ждет…
Так о солдате говорят.
И сам порой он врет:
Мол, для чего смотреть назад,
Когда идешь вперед?
Зачем рассказывать о том,
Зачем бередить нас,
Какой был сад, какой был дом.
Зачем?
Затем как раз,
Что человеку на войне,
Как будто назло ей,
Тот дом и сад вдвойне, втройне
Дороже и милей.
И чем бездомней на земле
Солдата тяжкий быт,
Тем крепче память о семье
И доме он хранит.
Забудь отца, забудь он мать,
Жену свою, детей,
Ему тогда и воевать
И умирать трудней.
Живем, не по миру идем,
Есть что хранить, любить.
Есть, где-то есть иль был наш дом,
А нет – так должен быть!

1943 г.

Анализ стихотворения Твардовского «Зачем рассказывать о том…»

Образ отчего дома – один из центральных в военных произведениях Твардовского. Тоска по семье и родным местам, по мирному труду и привычному жизненному укладу – такова эмоциональная реакция бойца, вспоминающего о покинутом доме. Последний становится символом родины, воплощением нравственных ценностей, отстоять которые – священный долг защитника. В стихотворении «Земляку» герой обращается к молодому солдату. Лирический адресат лишь на войне сумел осознать, насколько дорог ему «угол милый». Советский воин противостоит отталкивающему образу немецкого солдата – человека без корней и идеалов, циничному «бродяге полумира».

Произведение 1943 г. открывается риторическим вопросом, который неоднократно повторяется далее по тексту. Анафора демонстрирует диалогическую природу стихотворения: субъект речи воспроизводит дискуссию на тему, заявленную в зачине, приводя аргументы спорящих сторон.

Сначала озвучено мнение тех, кто выступает против рассказов о доме и отчей стороне. В этой части актуализированы мотивы забвения и неизвестности: солдат, оторванный от семьи и родного гнезда, зачастую ничего не знает о судьбах близких, о состоянии своего жилища. Завершает фрагмент голос бойца: он поддерживает точку зрения, приведенную выше. Воспоминания тревожат, бередят душу. Чтобы передать отрицательный эффект, поэт прибегает к пространственной метафоре: прошлое оттягивает назад, мешая целеустремленно продвигаться вперед.

Показательно, что для обозначения речи солдата используется глагол «врать»: боец сознательно лжет, чтобы скрыть душевную боль и тревогу, выглядеть отважным и сильным в глазах товарищей.

Лирический герой, выражающий авторское мнение, не может согласиться с оппонентами. Образы далеких дома и сада, существующих в памяти бойца, символизируют дорогое и любимое, становятся идеалом, способным скрасить бездомный «тяжкий быт» военных будней. Человеку, ощущающему кровную связь с родной землей, легче сражаться и даже идти на смерть.

Статус символа освобождает центральный образ от обязательной связи с реальной ситуацией: дом может быть разрушен, уничтожен захватчиками, но он существует в памяти, пока жив человек. Заключительная мысль подчеркивается анафорой «есть», а также модальной конструкцией, завершающей текст. Духовная связь с малой родиной – важнейшая черта личности, основа нравственного облика солдата-освободителя.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах