Как писать стихи

«Загадка ангелу» И. Бродский


«Загадка ангелу» Иосиф Бродский

М. Б.

Мир одеял разрушен сном.
Но в чьем-то напряженном взоре
маячит в сумраке ночном
окном разрезанное море.
Две лодки обнажают дно,
смыкаясь в этом с парой туфель.
Вздымающееся полотно
и волны выражают дупель.

Подушку обхватив, рука
сползает по столбам отвесным,
вторгаясь в эти облака
своим косноязычным жестом.
О камень порванный чулок,
изогнутый впотьмах, как лебедь,
раструбом смотрит в потолок,
как будто почерневший невод.

Два моря с помощью стены,
при помощи неясной мысли,
здесь как-то так разделены,
что сети в темноте повисли
пустыми в этой глубине,
но все же ожидают всплытья
от пущенной сквозь крест в окне,
связующей их обе, нити.

Звезда желтеет на волне,
маячат неподвижно лодки.
Лишь крест вращается в окне
подобием простой лебедки.
К поверхности из двух пустот
два невода ползут отвесно,
надеясь: крест перенесет
и опустит в другое место.

Так тихо, что не слышно слов,
что кажется окну пустому:
надежда на большой улов
сильней, чем неподвижность дома.
И вот уж в темноте ночной
окну с его сияньем лунным
две грядки кажутся волной,
а куст перед крыльцом — буруном.

Но дом недвижен, и забор
во тьму ныряет поплавками,
и воткнутый в крыльцо топор
один следит за топляками.
Часы стрекочут. Вдалеке
ворчаньем заглушает катер,
как давит устрицы в песке
ногой бесплотный наблюдатель.

Два глаза источают крик.
Лишь веки, издавая шорох,
во мраке защищают их
собою наподобье створок.
Как долго эту боль топить,
захлестывать моторной речью,
чтоб дать ей оспой проступить
на теплой белизне предплечья?

Как долго? До утра? Едва ль.
И ветер шелестит в попытке
жасминовую снять вуаль
с открытого лица калитки.
Сеть выбрана, в кустах удод
свистком предупреждает кражу;
и молча замирает тот,
кто бродит в темноте по пляжу.

Анализ стихотворения Бродского «Загадка ангелу»

Стихотворение «Загадка ангелу» было написано Иосифом Александровичем Бродским в 1962 году. Оно помечено буквами «М. Б.», в которых опытный читатель опознает посвящение возлюбленной поэта, Марианне Басмановой.

Это произведение состоит из восьми строф по восемь четверостиший. Строки рифмуются перекрёстно, образуя схему ababcdcd. Стихотворный размер – преимущественно четырёхстопный ямб.

«Загадка ангелу» действительно производит впечатление таинственности и запутанности. Оно возникает благодаря характерному для Иосифа Александровича языку образов. Основной художественный приём, использующийся поэтом, можно было бы назвать образной инверсией. По аналогии с литературной инверсией, которая предполагает изменение порядка слов в предложении, автор меняет порядок образов. Так нечто большое превращается в малое, а малое охватывает весь мир:
Но в чьем-то напряженном взоре
маячит в сумраке ночном
окном разрезанное море.

Исследуя «Загадку ангела», читатель может вообразить себе маленький домик на берегу моря. Убранство скромное – кровать, окно, занавески. Вроде бы рассказчик находится внутри дома и следит за движениями героини. О том, что эта женщина имеет большое значение для автора, мы понимаем из слов, характеризующих её облик:
чтоб дать ей оспой проступить
на тёплой белизне предплечья?

Благодаря этому образу легко представить себе нежность, которую поэт испытывает к героине.

Но в то же время автор находится и снаружи:
как давит устрицы в песке
ногой бесплотный наблюдатель.

Каждый образ в этом произведении претендует на «двойное дно». Два – вообще сакральное для стихотворения число, ведь поэт повествует о паре, мужчине и женщине. «Два моря», «две лодки», «две грядки», «два глаза» упоминает поэт, указывая на связь между этими людьми. Однако в тексте встречаются и разнородные предметы, которые образуют пару: крест оконной рамы и сети, звезда и лодка, дом и море. Так автор намекает на различие в характерах своих персонажей.

Многозначителен образ моря. Оно является не только стихией, на фоне которой показаны странные отношения между героями, но и метафорой их внутренних миров:
Два моря с помощью стены,
при помощи неясной мысли,
здесь как-то так разделены…

Думается, что «Загадка ангелу» – это попытка осмысления необычности отношений между мужчиной и женщиной. Герои являются очень разными, но их тянет друг к другу. Поэт не спрашивает напрямую, но чувствуется, что он хочет понять, почему любовь соединяет таких непохожих людей. Однако этот и другие вопросы, касающиеся любовной связи, останутся без ответа, как в стихотворении, так и в непредсказуемой неразгаданной человеческой жизни.

Метки:


Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах