Как писать стихи

«Занеслися залетною пташкой…» С. Есенин


«Занеслися залетною пташкой…» Сергей Есенин

Занеслися залетною пташкой
Панихидные вести к нам.
Родина, черная монашка,
Читает псалмы по сынам.

Красные нити часослова
Кровью окропили слова.
Я знаю – ты умереть готова,
Но смерть твоя будет жива.

В церквушке за тихой обедней
Выну за тебя просфору,
Помолюся за вздох последний
И слезу со щеки утру.

А ты из светлого рая,
В ризах белее дня,
Покрестися, как умирая,
За то, что не любила меня.

Анализ стихотворения Есенина «Занеслися залетною пташкой…»

Спокойствие любимой автором «малиновой шири» патриархальных деревень нарушают дисгармоничные интонации — отголоски далекой, но страшной войны. Она принуждает покинуть дом молодых односельчан, «мирных пахарей». Лирический герой «Руси» именует их, мужественных «родных силачей», истинной опорой страны. Пейзажные зарисовки, изображенные в стихотворении, полны недобрых предчувствий: в лесной роще чудится запах ладана, в порывах ветра слышатся «стуки костей».

В произведении 1915 г. страшное будущее, заявленное как пророчество в «Руси», становится ужасающей реальностью. Горестные известия о погибших защитниках получают лаконичную характеристику, выраженную эпитетом «панихидные». Преображается образ Родины: олицетворяясь в женском облике, она становится черной монахиней, скорбной участницей поминального обряда.

Во втором четверостишии возникает новая колористическая доминанта — красный цвет строчек молитвенной книги, метафорически отождествленных с нитями. К этому оттенку добавляется кровавый, символизирующий гибель воинов. Вместе с черным, упомянутым в зачине, они составляют контрастную группу, передавая трагический колорит эпохи.

Субъект речи наделен мистическим даром предвидения: он знает о самопожертвовании героини-Руси и ее грядущем возрождении. Свое пророчество он выражает при помощи оксюморона «смерть жива». В этом же эпизоде впервые возникает обращение к женскому образу, переводящее его в новый статус адресата поэтического текста.

Во второй части стихотворения лирический сюжет перемещается в будущее. Субъект речи находится в храме, участвуя в прощальной церемонии. Просфора, молитва, слеза на щеке — описание обряда сопровождается традиционными деталями. Душа адресата, вознесшаяся в рай, оттуда наблюдает за собственными похоронами. Автор облачает героиню в белые ризы, которые в есенинской поэтике становятся родом божественного одеяния.

Колористическая гамма финального эпизода — светлая, белая. Гармоничная и спокойная атмосфера вечного пристанища души противопоставляется тревожным оттенкам, определяющим картину земного бытия.

Смоделировав антитезу, возникающую в будущем, лирический субъект не может удержаться от упрека. Он полагает, что его любовь к Родине безответна. Эта мысль близка к самохарактеристике «пасынок», которая появляется в тексте «Не в моего ты Бога верила…»

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маршак; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Пушкин; Рембо; Рождественский; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах