Как писать стихи

«Завороженные» А. Рембо


«Завороженные» Артюр Рембо

Ночь — нет туманней и угарней,
А под окном хлебопекарни
Пять душ ребят
Стоят, не трогаются с места, —
За пекарем, что месит тесто,
Они следят…

Рукою крепкой, без охулки,
Пшеничные тугие булки
Он в печь кладет.
О, как их это все волнует,
А тот и в ус себе не дует
И, знай, поет.

И ждут они, как ждут лишь чуда,
Когда же наконец оттуда,
Из недр печи,
Для человеческой утробы
Пойдут румянистые сдобы
И калачи!

Вот из-под балок закоптелых
Дразнящий запах булок белых
К ним донесло,
И сквозь губительную стужу
К ним под лохмотья прямо в душу
Идет тепло.

Им уж не холодно, не жутко,
Нет, как пяти Христам-малюткам,
Им горя нет.
Они к стеклу прильнули, крошки,
Им кажется, что там, в окошке,
Весь белый свет…

Так, зачарованные хлебом,
Они под непросветным небом
Глядят на печь,
А ветер зимний, злой и звонкий,
Срывает лихо рубашонки
С их узких плеч!

Анализ стихотворения Рембо «Завороженные»

При жизни за французским поэтом Артюром Рембо (1854 –1891) закрепилась слава хулигана и скандалиста. Он участвовал в восстании Парижской коммуны, бродяжничал по Европе, устраивал драки и пьянствовал. Немногие знали, что за эпатажным поведением скрывается тонко чувствующая отзывчивая душа. Понять это легко, обратившись к лирике поэта.

Ярким примером проявления этих качеств является стихотворение «Завороженные» 1870 года. Это одно из первых произведений, с которыми познакомилась читающая публика в России. Многие русские поэты (В. Брюсов, А. Арго, Н. Гумилев) обращались к творчеству Рембо. Для анализа воспользуемся наиболее известным переводом этого произведения, принадлежащим М. П. Кудинову.

Перо поэта выхватило из окружающего мира одну картину: пятеро ребятишек замерли у окна булочной и наблюдают за тем, как пекарь готовит хлеб. Это было бы обычным делом, если бы не мастерски выписанный автором контраст. В помещении разлит теплый мягкий свет от печи, пахнет свежей выпечкой. Снаружи, за окном – промозглый зимний ветер задувает под истрепанную одежду прилипших к стеклу ребят. Это дети бедняков, и их мир, находящийся по ту сторону благополучной булочной, сер, мрачен и холоден.

Стихотворение состоит из двенадцати строф-трехстиший. В каждом терцете рифмуются первые две строки, третьи строки образуют пары в первом-втором трехстишии, третьем-четвертом, пятом-шестом и так далее. Не менее четырех строф посвящено изображению приготовления хлеба. Автор использует множество деталей, чтобы максимально реалистично передать звуки, цвет, запах и настроение, которое царит в подвале. Читателю буквально видится небольшое помещение, где по стенам пляшет «отблеск алый», пекарь напевает «простой мотив», замешивая «сырое тесто», и вот уже из печи вынимает «золотой, хрустящий готовый хлеб».

Рисуя портреты детей, Рембо тоже не скупится на подробности. Их вид сразу вызывает жалость у читателя:
Душа детей, в тряпье одетых,
Восхищена;
Она блаженствует, а тело
Не чувствует, как иней белый
К лохмотьям льнет.
Что рвутся ветхие рубашки,
И на ветру дрожат бедняжки
В морозной мгле.

Из текста произведения легко понять и состояние ребят: «А дети, затаив дыханье, … не сводят глаз».

Понятно и отношение автора к героям – он искренне сочувствует маленьким героям. Он ласково называет их «бедняжками», а их лица «мордочками»; сокрушается над их тяжелой участью («о доля злая!»).

На момент создания стихотворения Артюру Рембо было всего шестнадцать лет. Немногие юноши его возраста могут похвастать таким сочетанием душевных качеств и поэтического таланта. Именно поэтому Рембо и считают гениальным французским поэтом.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маршак; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Пушкин; Рембо; Рождественский; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах