Как писать стихи

«Здесь лежат ленинградцы…» О. Берггольц


«Здесь лежат ленинградцы…» Ольга Берггольц

Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане — мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Всею жизнью своею
они защищали тебя, Ленинград,
колыбель революции.
Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем,
так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням,
никто не забыт и ничто не забыто.

В город ломились враги, в броню и железо одеты,
но с армией вместе встали
рабочие, школьники, учителя, ополченцы.
И все, как один, сказали они:
«Скорее смерть испугается нас, чем мы смерти».
Не забыта голодная, лютая, темная
зима сорок первого — сорок второго,
ни свирепость обстрелов,
ни ужас бомбежек в сорок третьем,
Вся земля городская пробита.

Ни одной вашей жизни, товарищи, не позабыто.
Под непрерывным огнем с неба, с земли и с воды
подвиг свой ежедневный
вы свершали достойно и просто,
и вместе с отчизной своей
вы все одержали победу.

Так пусть же пред жизнью бессмертною вашей
на этом печально-торжественном поле
вечно склоняет знамена народ благодарный,
Родина-мать и город-герой Ленинград.

1959 г

Анализ стихотворения Берггольц «Здесь лежат ленинградцы…»

Ольга Фёдоровна Берггольц стала настоящим голосом Ленинграда во время знаменитой блокады города в 1941-1944 годах. Она работала на радио, каждый день обращаясь к простым людям, пробуждая в них стойкость и поддерживая дух. Кроме того, она создавала великолепные стихи, которыми воспела подвиг русских людей в Великой Отечественной войне. Народ в свою очередь отдал ей дань уважения, поместив именно её слова на мемориал Пискарёвского кладбища.

На гранитной стеле увековечены строки произведения «Здесь лежат ленинградцы» (таке встречается название «Склоняет знамёна народ»). Это стихотворение необычное. В нём читатель не увидит оригинальных рифм и обилия художественных образов. Оно не отличается витиеватостью слога и изяществом фраз. Однако при чтении этого произведения кажется, будто вокруг строк концентрируется напряжённая искрящаяся тишина, которая придаёт ему выразительности.

Чем объясняется такая необычная атмосфера мрачной торжественности, окутывающая читающего? Главная причина такого эффекта – сама тема произведения. Для Ольги Фёдоровны блокада Ленинграда не была каким-то отдалённым событием, тем, что когда-то случилось и начинает уже забываться как страшный сон. В 1956 году, когда это стихотворение было написано, воспоминания о тяжёлых днях были ещё очень свежи. Кроме этого произведения поэтесса публикует множество других стихов, также посвящённых Великой войне. Самое ужасное, что могло произойти по её мнению, это забвение тех, кто отдал жизнь за победу. Поэтому-то так сильна тема памяти в этих строках.

Кроме того, напряжение в стихотворении создаётся и усиливается благодаря неровным строчкам, в которых безошибочно угадывается сложный размер амфибрахий. За счёт такого построения ритм произведения напоминает тяжёлую поступь марширующих солдат или призывный патриотический гимн.

Но не только с помощью размера и настроя поэтесса воздействует на публику. В стихотворении можно заметить приёмы и образы, которые усиливают эффект присутствия читателя в описанных в нём событиях. Часто автор обращается к тем, кто будет вникать в её строки: «Но знай, внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто.»

Поэтесса посылает свой голос и в прошлое, обращаясь к павшим героям: «Ни одной вашей жизни, товарищи, не позабыто.»

Автор прибегает к градации, нагнетающей напряжение: «Не забыта голодная, лютая, темная зима сорок первого — сорок второго…»

Для достижения своей высокой цели – напомнить потомкам, какой ценой была достигнута победа и свобода, Ольга Берггольц умело применяет различные поэтические приёмы. Следует отметить, что спустя много лет её труд неизменно увенчивается успехом, ведь многие поколения читателей проникаются духом торжественной гордости при чтении её послания.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах