Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Земляку» А. Твардовский

Нет, ты не думал, – дело молодое, –
Покуда не уехал на войну,
Какое это счастье дорогое –
Иметь свою родную сторону.

Иметь, любить и помнить угол милый,
Где есть деревья, что отец садил,
Где есть, быть может, прадедов могилы,
Хотя б ты к ним ни разу не ходил;

Хотя б и вовсе там бывал не часто,
Зато больней почувствовал потом,
Какое это горькое несчастье –
Вдруг потерять тот самый край и дом,

Где мальчиком ты день встречал когда-то,
Почуяв солнце заспанной щекой,
Где на крыльце одною нянчил брата
И в камушки играл другой рукой.

Где мастерил ему с упорством детским
Вертушки, пушки, мельницы, мечи…
И там теперь сидит солдат немецкий,
И для него огонь горит в печи.

И что ему, бродяге полумира,
В твоем родном, единственном угле?
Он для него – не первая квартира
На пройденной поруганной земле.

Он гость недолгий, нет ему расчета
Щадить что-либо, все – как трын-трава:
По окнам прострочит из пулемета,
Отцовский садик срубит на дрова…

Он опоганит, осквернит, отравит
На долгий срок заветные места.
И даже труп свой мерзкий здесь оставит –
В земле, что для тебя священна и чиста.

Что ж, не тоскуй и не жалей, дружище,
Что отчий край лежит не на пути,
Что на свое родное пепелище
Тебе другой дорогою идти.

Где б ни был ты в огне передних линий –
На Севере иль где-нибудь в Крыму,
В Смоленщине иль здесь, на Украине, –
Идешь ты нынче к дому своему.

Идешь с людьми в строю необозримом, –
У каждого своя родная сторона,
У каждого свой дом, свой сад, свой брат любимый,
А родина у всех у нас одна…

1943 г.

Анализ стихотворения Твардовского «Земляку»

Мужественной стойкости уроженцев Смоленского края посвящен отдельный лирический цикл Твардовского. В нем изображена галерея образов персонажей-земляков, бесстрашных и высоконравственных людей. Дружная деревенская семья партизан олицетворяет «зоркую месть» для наглых поработителей. Престарелые мать и отец готовы отречься от сына-предателя, убежавшего с поля боя. Скромная местная жительница в оккупацию прятала красное знамя, а старуха Тимофеевна, поплатившись своей жизнью, в открытую прокляла нахлебников-нацистов.

Героические образы земляков, стариков и женщин, призваны служить морально-нравственными ориентирами для лирического адресата произведения 1943 г. Этот персонаж настолько молод, что до войны не успел осознать, насколько дорога ему земля предков.

В родной стороне растут деревья, посаженные отцом, и здесь находятся могилы прадедов. Иметь собственный «угол милый» – счастье, а потерять – великое горе. Субъект речи обращается к воспоминаниям детства своего адресата. Все они связаны с образом любимого края: в первой из миниатюрных сцен мальчика будят солнечные лучи, во второй – он нянчит маленького брата, забавляя малыша самодельными игрушками.

Гармоничной картине мирного прошлого противопоставлен эпизод, соответствующий беспощадной реальности военного настоящего. В отцовском доме теперь квартирует гитлеровец, именуемый с помощью оценочных перифраз «бродяга», случайный «недолгий» гость. Нацист жесток, беспринципен и отвратителен: он пустит под топор сад, посаженный отцом героя, или расстреляет оконные стекла. Изображая разрушительные действия агрессора, поэт привлекает три однородных сказуемых. Субъект речи уверен: захватчика ждет скорая бесславная гибель.

В строфах, иллюстрирующих беспардонное поведение оккупанта, зарождается мотив, сквозной для военной лирики: «заветные места» священной земли оскорблены, поруганы, осквернены. Тема земли-страдалицы, к которой посмели прикоснуться «руки поганые» непрошеных чужаков, появляется в посвящении «Партизанам Смоленщины». Форма зачина последнего напоминает плач.

Предвидя гневную реакцию адресата-смолянина, субъект речи подчеркивает: тяжелый ежедневный ратный труд, ведущий к победе, – скорейшая дорога к дому. В финале сопоставляются понятия малой и большой Родины. Первая из них индивидуальна, связана с конкретными образами и пространственными ориентирами, вторая – едина для всех.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах