Как писать стихи

«Жалоба» В. Жуковский


«Жалоба» Василий Жуковский

Снова гений жизни веет;
Возвратилася весна;
Холм на солнце зеленеет;
Лед разрушила волна;
Распустившийся дымится
Благовониями лес,
И безоблачен глядится
В воды зеркальны Зевес;
Все цветет — лишь мой единый
Не взойдет прекрасный цвет:
Прозерпины, Прозерпины
На земле моей уж нет.

Я везде ее искала,
В дневном свете и в ночи;
Все за ней я посылала
Аполлоновы лучи;
Но ее под сводом неба
Не нашел всезрящий бог;
А подземной тьмы Эреба
Луч его пронзить не мог:
Те брега недостижимы,
И богам их страшен вид…
Там она! неумолимый
Ею властвует Аид.

Кто ж мое во мрак Плутона
Слово к ней перенесет?

Вечно ходит челн Харона,
Но лишь тени он берет.
Жизнь подземного страшится;
Недоступен ад и тих;
И с тех пор, как он стремится,
Стикс не видывал живых;
Тьма дорог туда низводит;
Ни одной оттуда нет;
И отшедший не приходит
Никогда опять на свет.

Сколь завидна мне, печальной,
Участь смертных матерей!
Легкий пламень погребальный
Возвращает им детей;
А для нас, богов нетленных,
Что усладою утрат?
Нас, безрадостно-блаженных,
Парки строгие щадят…
Парки, парки, поспешите
С неба в ад меня послать;
Прав богини не щадите:
Вы обрадуете мать.

В тот предел — где, утешенью
И веселию чужда,
Дочь живет — свободной тенью
Полетела б я тогда;
Близ супруга, на престоле
Мне предстала бы она,
Грустной думою о воле
И о матери полна;
И ко мне бы взор склонился,
И меня узнал бы он,
И над нами б прослезился
Сам безжалостный Плутон.

Тщетный призрак! стон напрасный!
Все одним путем небес
Ходит Гелиос прекрасный;
Все навек решил Зевес;
Жизнью горнею доволен,

Ненавидя адску ночь,
Он и сам отдать неволен
Мне утраченную дочь,
Там ей быть, доколь Аида
Не осветит Аполлон
Или радугой Ирида
Не сойдет на Ахерон!

Нет ли ж мне чего от милой,
В сладкопамятный завет:
Что осталось все, как было,
Что для нас разлуки нет?
Нет ли тайных уз, чтоб ими
Снова сблизить мать и дочь,
Мертвых с милыми живыми,
С светлым днем подземну ночь?..
Так, не все следы пропали!
К ней дойдет мой нежный клик:
Нам святые боги дали
Усладительный язык.

В те часы, как хлад Борея
Губит нежных чад весны
Листья падают, желтея,
И леса обнажены:
Из руки Вертумна щедрой
Семя жизни взять спешу,
И, его в земное недро
Бросив, Стиксу приношу;
Сердцу дочери вверяю
Тайный дар моей руки
И, скорбя, в нем посылаю
Весть любви, залог тоски.

Но когда с небес слетает
Вслед за бурями весна:
В мертвом снова жизнь играет,
Солнце греет семена;
И, умершие для взора,
Вняв они весны привет
Из подземного затвора
Рвутся радостно на свет:

Лист выходит в область неба,
Корень ищет тьмы ночной;
Лист живет лучами Феба,
Корень Стиксовой струей.

Ими та́инственно слита
Область тьмы с страною дня,
И приходят от Коцита
С ними вести для меня;
И ко мне в живом дыханье
Молодых цветов весны
Подымается признанье,
Глас родной из глубины;
Он разлуку услаждает,
Он душе моей твердит:
Что любовь не умирает
И в отшедших за Коцит.

О! приветствую вас, чада
Расцветающих полей;
Вы тоски моей услада,
Образ дочери моей;
Вас налью благоуханьем,
Напою живой росой,
И с Аврориным сияньем
Поравняю красотой;
Пусть весной природы младость,
Пусть осенний мрак полей
И мою вещают радость
И печаль души моей.

Анализ стихотворения Жуковского «Жалоба»

Романс «Жалоба» продолжает лирическую традицию, заложенную в «Певце» и «Сельском кладбище». Оно написано немногим позже «Певца» и также является переводом-подражанием произведению Фридриха Шиллера «Мальчик у ручья».

Чувствуется, что и этот романс Василий Андреевич переводил для себя. Это помогало ему забыться в творчестве, не погружаясь в ранящие душу мысли о недостижимости счастья с милой возлюбленной. Тем не менее поэт, по-видимому, не желал, чтобы его узнали в герое стихотворения, опустил последнюю строфу. В ней в оригинале Шиллера раскрываются причины, по которым влюбленные не могут соединиться – между ними лежит пропасть: он небогат, а она из состоятельной семьи.

Несмотря на это, образы в романсе узнаваемы. Лирический герой «Жалобы» — молодой Услад. Считалось, что так славяне называли бога щедрости и веселья. Это имя как нельзя лучше подходит для вдохновенного певца на празднике жизни, прославляющего отчизну, храбрость и любовь, как это делает сам Жуковский. Однако случается, что и самый задорный шутник переживает драмы, заставляющие разочароваться во всем, что его окружает.

Очень точен и живописен печальный образ, с помощью которого поэт рисует отчаяние певца. Услад не мечется, не клянет высшие силы за несправедливое наказание, не срывает обиду на лире. В своей тихой грусти он ищет покоя у ручья, где теребит венок и роняет нежные цветки в прозрачные воды.

Юноша горюет о потере близкого друга: «Ах! безвременной тоскою умерщвлен мой милый цвет». В этих строках угадывается намек на смерть А. Тургенева, университетского товарища Василия Андреевича. Метафора сорванного цветка верно передает отношение Жуковского к этому событию – его друг был свеж и юн, как весенний цветок, но жестокая болезнь не пожалела и его.

Эта трагедия оставила глубокий след в сердце поэта – отныне все вокруг утратило краски: «Для души осиротелой нет цветущия весны». Утешением для певца могла бы стать любовь, но и здесь судьба неблагосклонна: «К ней стремлю, забывшись, руки – милый призрак прочь летит». В финальных строках с риторическим вопросом герой обращается к читателю, но остается без ответа.

Сентиментальный дух этого романса по-особенному действует того, кто обратится к произведению. Выразительные образы и метафоры (венок, весна, милый призрак) погружают читателя в лирическое настроение. Язык «Жалобы» нежен и чувственен благодаря аллитерациям (повторяются сонорные звуки «л», «н», «м») и рефренам — «к ней», «об ней». В романсе нет резких восклицаний. Все это затрагивает сокровенные струны души и заставляет читателя искренне сочувствовать лирическому герою.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах