Как писать стихи

«Желание славы» А. Пушкин


«Желание славы» Александр Пушкин

Когда, любовию и негой упоенный,
Безмолвно пред тобой коленопреклоненный,
Я на тебя глядел и думал: ты моя, —
Ты знаешь, милая, желал ли славы я;
Ты знаешь: удален от ветреного света,
Скучая суетным прозванием поэта,
Устав от долгих бурь, я вовсе не внимал
Жужжанью дальному упреков и похвал.
Могли ль меня молвы тревожить приговоры,
Когда, склонив ко мне томительные взоры
И руку на главу мне тихо наложив,
Шептала ты: скажи, ты любишь, ты счастлив?
Другую, как меня, скажи, любить не будешь?
Ты никогда, мой друг, меня не позабудешь?
А я стесненное молчание хранил,
Я наслаждением весь полон был, я мнил,
Что нет грядущего, что грозный день разлуки
Не придет никогда… И что же? Слезы, муки,
Измены, клевета, все на главу мою
Обрушилося вдруг… Что я, где я? Стою,
Как путник, молнией постигнутый в пустыне,
И все передо мной затмилося! И ныне
Я новым для меня желанием томим:
Желаю славы я, чтоб именем моим
Твой слух был поражен всечасно, чтоб ты мною
Окружена была, чтоб громкою молвою
Все, все вокруг тебя звучало обо мне,
Чтоб, гласу верному внимая в тишине,
Ты помнила мои последние моленья
В саду, во тьме ночной, в минуту разлученья.

Анализ стихотворения Пушкина «Желание славы»

Стихотворение «Желание славы» было написано А. С. Пушкиным в 1825 г. Поэт сам опубликовал его в том же году в журнале «Соревнователь Просвещения и Благотворения». История создания этого произведения не менее драматична, нежели его сюжет. В 1823 году поэт добился перевода в Одессу под руководство графа М. С. Воронцова. Разумеется, он был представлен и жене графа, Елизавете Ксаверьевне. Существуют разные версии о том, какие отношения сложились между молодым поэтом и графиней, но известно, что этой женщине Александр Сергеевич посвятил множество рисунков и стихотворений, в том числе и данное произведение.

Разумеется, даже невинная платоническая связь поэта с замужней дамой не могла быть длительной. К тому же у Елизаветы Ксаверьевны были и другие, более ревнивые поклонники. Один из них, А. Н. Раевский, сообщил графу Воронцову о любовнике в лице Пушкина, и спустя некоторое время стихотворца выслали из Одессы. Так реализовалось предчувствие разлуки, о котором пишет в своих строках Александр Сергеевич.

«Желание славы» – это печальная летопись обречённой любви. Поэт от первого лица повествует о пережитых чувствах и о том, как они изменили его взгляды на жизнь. Он рассказывает о том, как был взаимно любим, но из-за беспечности потерял счастье.

В строках автор постоянно обращается к возлюбленной. Мы видим, с какой нежностью он относится к своей ненаглядной, благодаря ласковым эпитетам. Поэт обращается к ней словом «милая». Её взгляд он называет «томительные взоры», показывая, какой силой обладают глаза любимой. Такое восхищение, а также немного архаичная лексика, использованная поэтом («любовию», «на главу», «гласу … внимая»), напоминают отношение героев старинных рыцарских романов к своим прекрасным дамам.

Поэт показывает, как сильная связь между ним и его избранницей, с помощью анафоры:
Ты знаешь, милая, желал ли славы я;
Ты знаешь: удален от ветреного света…

Важный приём – градация. Благодаря тому, что образы без перерыва следуют один за другим, напряжение усиливается:
… Слезы, муки,
Измены, клевета, всё на главу мою…

Кроме того, часто встречаются разорванные фразы (когда несколько слов предложения помещаются в конце одной строки, а продолжение – на другой). Они тоже способствуют нагнетанию атмосферы безысходности и обречённости любви.

Мы понимаем, что эта любовь – не очередное мимолётное увлечение юного любимца муз, а серьёзное чувство, ведь именно благодаря ему поэт переосмысливает своё отношение к славе. Он вспоминает, что прежде не гнался за популярностью. Александр Сергеевич пренебрежительно называет голоса критиков и поклонников «жужжаньем». Но испытав горечь разлуки, он наоборот, стремится сделаться знаменитым. Но не для того, чтобы потешить своё тщеславие. Благородный поэт мечтает, что постоянные упоминания о нём будут утешать возлюбленную, которая тоже страдает из-за расставания.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах