Как писать стихи

«Зло» А. Рембо


«Зло» Артюр Рембо

Меж тем как рыжая харкотина орудий
Вновь низвергается с бездонной вышины
И роты и полки в зелено-красной груде
Пред наглым королем вповалку сожжены,

И сумасшествие, увеча и ломая,
Толчет без устали сто тысяч душ людских,
— О, бедные, для них нет ни зари, ни мая,
О, как заботливо выращивали их.

Есть бог, хохочущий над службой исполинской
Хоругвей, алтарей, кадильниц и кропил,
Его и хор осанн давно уж усыпил.

И вот разбужен бог тревогой материнской, —
Она издалека пришла к нему в тоске
И медный грош кладет, завязанный в платке.

Анализ стихотворения Рембо «Зло»

Стихотворение «Зло» предположительно написано французским поэтом Артюром Рембо в 1869 году. Опубликовано оно было без его ведома в «Ла Ревю Эндепандант» в 1889 г. Это жесткое, пропитанное ненавистью к войне, произведение. Оно насыщено содержанием, в нем поднимается сразу несколько тем, хотя стихотворение небольшое по объему. Все это, а также поразительное обстоятельство, что автору было всего 15 лет, когда он создал это произведение, делает его уникальным явлением в мире поэзии.

За перевод сонета «Зло» в свое время брались разные авторы, например, Б. Лившиц, А. Яснов, И. Поступальский, Т. Левит, П. Антокольский. Для анализа обратимся к переводу М. П. Кудинова.

Сонет имеет классическую форму, которую можно выразить в виде схемы abab cdcd eff egg. Строки a, c и e имеют женские окончания, b, d и f – мужские. В произведении наблюдается много аллитераций, призванных создать эффект присутствия читателя на поле боя и подчеркнуть резкое авторское отношение к происходящему. Часто встречаются взрывные, грубые сочетания согласных «ск», «вз», «св», «ст»: «скрежещут», «взбесившейся», «пространстве», «сто», «свистят» и т. д.

В катренах автор использует анафору, начиная оба четверостишия с одного и того же слова, что было сохранено при переводе. Благодаря этому приему напряжение в стихотворении усиливается. Для того же служит эмоциональное восклицание в тексте второго катрена:
— О мертвецы в траве, в день летний, среди чуда
Природы благостной, что сотворила их!..

Оно одновременно демонстрирует авторскую реакцию на описываемые события, и создает контраст между ними и окружающей природой. Поэт противопоставляет человеческое и природное, жестокость и красоту, порицая стремление сражаться и убивать во имя каких-либо мнимых заслуг.

На той же стороне оказывается и религия. Терцеты содержат обличение веры:
Бог то смеется в окружении узорных
Покровов алтарей, где золото блестит,
То под баюканье осанны сладко спит…

Автор осуждает церковь, ее жадных сребролюбивых служителей и бога, который внемлет страждущим только тогда, когда ему что-то дают, но равнодушен, когда массово гибнут люди. Кроме того, Рембо ясно выражает презрительное отношение и правителям, клеймит королей и полководцев.

Таким образом, читатель может заметить, что стихотворение «Зло» поднимает сразу несколько тем. Это и неприятие войны, и служение кумирам, и слепая вера, и алчность, и скорбь матерей, потерявших сыновей, и важность обращения к природе. Это пронзительное многогранное произведение остается актуальным по сей день.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Блок; Бодлер; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Горький; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маршак; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Пастернак; Пушкин; Рембо; Рождественский; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах