Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Анализ стихотворений

«Белая одежда» З. Гиппиус

«Белая одежда» Зинаида Гиппиус

Побеждающему Я дам белые одежды.
(Апокалипсис)

Он испытует – отдалением,
Я принимаю испытание.
Я принимаю со смирением
Его любовь, – Его молчание.

И чем мольба моя безгласнее –
Тем неотступней, непрерывнее,
И ожидание – прекраснее,
Союз грядущий – неразрывнее.

Времен и сроков я не ведаю,
В Его руке Его создание…
Но победить – Его победою –
Хочу последнее страдание.

И отдаю я душу смелую
Мое страданье Сотворившему.
Сказал Господь: «Одежду белую
Я посылаю – победившему».

Анализ стихотворения Гиппиус «Белая одежда»

Поэтический дебют Гиппиус, состоявшийся в журнале «Северный вестник», где были опубликованы два стихотворения – «Песня» и «Посвящение», получился ярким и наделал много шуму в литературном мире. Лирику Зинаида Николаевна считала вещью глубоко интимной, создаваемой для себя. Поэзию вообще и стихосложение в частности она называла одной из форм, которую в человеческой душе принимает молитва. Такое отношение к творчеству вызвало множество нареканий со стороны критиков-современников. «Молитвенный» характер лирики ставился ими Гиппиус в вину. По их мнению, Зинаида Николаевна, обращавшаяся к Господу с использованием имен Третий, Невидимый, Он, устанавливала с Всевышним отношения прямые, равные, кощунственные. Первый поэтический сборник «декадентской мадонны», получивший название «Собрание стихов (1889 – 1903 гг.)», увидел свет в издательстве «Скорпион» в 1904 году. В него вошло произведение «Белая одежда», написанное в духе религиозной оды.

К стихотворению предпослан эпиграф, представляющий собой цитату из Откровения Иоанна Богослова. В некоторых толкованиях Апокалипсиса побеждающий воспринимается в качестве собирательного образа для христианских святых и праведников. Эти люди смогли исполнить все наставления и преодолеть искушения, о которых сказано в текстах Посланий семи церквам. Есть еще одна распространенная трактовка. Согласно ей, те, кто победят мир своей верой в Слово Божье, будут жить вечно. Белые одежды в этом контексте олицетворяют победу в духовной схватке с врагами Господа.

В религиозной оде Гиппиус обращается к Богу напрямую, что обусловлено вышеназванной «молитвенностью». При этом поэтесса употребляет три имени – Он, Сотворивший и Господь. Характерны для лирики Зинаиды Николаевны следующие строки:
Но победить – Его победою –
Хочу последнее страдание.
Для Гиппиус страдание – это путь к Богу, движение по направлению к сотворению и сохранению души. Господа она приравнивала к абсолютной свободе. Поэтому в одном из ранних стихотворений появилась строка: «…Но люблю я себя, как Бога…». Таким образом поэтесса провозглашала любовь человека к себе как существу, свободному от смерти и судьбы, от мира и других людей. В этом тезисе заключена четверка ключевых тем всего творчества Гиппиус: любовь и смерть, человек и Бог. Вокруг квартета мотивов концентрируется поэзия Зинаиды Николаевны, что отражает существо ее идейных исканий.

Метки:

Анализы стихотворений:
Ахматова; Бальмонт; Бродский; Брюсов; Бунин; Гумилев; Заболоцкий; Маяковский; Пастернак; Твардовский
И не только:
Апухтин; Баратынский; Батюшков; Белый; Блок; Вяземский; Державин; Есенин; Жуковский; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Ломоносов; Майков; Некрасов; Никитин; Полонский; Пушкин; Суриков; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева; Языков.

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах