Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Фёдор Тютчев

«Декабрьское утро» Ф. Тютчев

На небе месяц – и ночная
Еше не тронулася тень,
Царит себе, не сознавая,
Что вот уж встрепенулся день, –

Что хоть лениво и несмело
Луч возникает за лучом,
А небо так еще всецело
Ночным сияет торжеством.

Но не пройдет двух-трех мгновений,
Ночь испарится над землей,
И в полном блеске проявлений
Вдруг нас охватит мир дневной…

1859 г.

Тематические подборки: стихи про декабрь.

Анализ стихотворения Тютчева «Декабрьское утро»

Лирический герой Тютчева захвачен созерцанием переходов и изменений, происходящих в мире живого. Замечая «созвучье полное в природе» в кратковременных и длительных трансформациях, наблюдатель стремится узреть «благодать», прикоснуться к сокровенным сущностям, скрытым от человека.

Зимой 1859 г. было создано стихотворение, посвященное позднему декабрьскому рассвету. Динамичная пейзажная картина организована образами «ночной тени» и зарождающегося дня, атрибутами которого выступают солнечные лучи. Герой произведения сосредоточен на противоборстве – теме, знаковой для тютчевского творчества. Принцип антропоморфизма, последовательно реализуемый автором, позволяет не только характеризовать персонажи, но наделять их мыслями. Тьма «царит», «сияет торжеством», не осознавая близость своего конца. День «встрепенулся», и первые лучи «лениво» и «несмело» начинают занимать небесное пространство. Появление робких «вестников» рассвета не способно изменить общую картину, которая «всецело» организована темнотой.

В финальном катрене лирический субъект прогнозирует ближайшие события, на что указывает смена настоящего времени будущим. Моментальное исчезновение ночной тени изображается глаголом «испарится». В концовке стихотворения возникает торжествующий образ дневного мира в его ярких многоликих проявлениях.

«Декабрьское утро» обрамляется антитезой «ночная» – «дневной». Стилистическая фигура обозначает рамки лирической ситуации, придавая композиции законченность и логичность. Прием на формальном уровне поддерживает философский смысл поэтического творения. Последний декларирует предопределенность природных явлений, которые подчинены непреложным законам природы.

В раннем произведении «Утро в горах», сходным по тематике с анализируемым текстом, также появляются образы-олицетворения: «лазурь небесная», светлая «долина» и туманы, покрывающие горные вершины. Атмосферное явление удостаивается пышного сравнения с «воздушными руинами» волшебного дворца.

В позднем творчестве Тютчева динамический образ рассвета обогащается символическим смыслом. Поэт связывает картины восхода солнца с размышлениями о высокой исторической миссии России, способной объединить славянский мир. Солнечные лучи метафорически уподобляются «благовесту всемирному», возвещающему о победе.



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах