Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Александр Пушкин

«Домовому» А. Пушкин

Поместья мирного незримый покровитель,
      Тебя молю, мой добрый домовой,
Храни селенье, лес и дикий садик мой,
      И скромную семьи моей обитель!
Да не вредят полям опасный хлад дождей
И ветра поздного осенние набеги;
      Да в пору благотворны снеги
      Покроют влажный тук полей!
Останься, тайный страж, в наследственной сени,
Постигни робостью полунощного вора
      И от недружеского взора
      Счастливый домик охрани!
Ходи вокруг его заботливым дозором,
Люби мой малый сад, и берег сонных вод,
      И сей укромный огород
С калиткой ветхою, с обрушенным забором!
      Люби зеленый скат холмов,
Луга, измятые моей бродящей ленью,
      Прохладу лип и кленов шумный кров –
      Они знакомы вдохновенью.

Июль – август 1819 г.

Анализ стихотворения Пушкина «Домовому»

Поэтическое посвящение мифологическому хранителю домашнего благополучия появилось летом 1819 г., которое молодой автор провел в Михайловском.

В славянском фольклоре образ домового амбивалентен. Надежный помощник и бдительный сторож, косматый человечек может испортить жизнь хозяевам, если его рассердят. Пушкинская трактовка представляет лишь положительные черты мифологического персонажа, первая из которых – способность оградить дом и усадьбу от внешних опасностей. Особенности структуры центрального образа указывают еще на один источник, к которому обратился молодой поэт, – античный. Добрый домовой напоминает римских пенатов, способствовавших семейному процветанию.

Антологический контекст поддерживается архаизмами. Торжественный тон и тема бесхитростных деревенских радостей вызывают в памяти примеры из державинской лирики.

Центром идиллического усадебного пейзажа является господский дом, охарактеризованный перифразом «скромная обитель». Для именования небольшого особняка используется лексема «домик», наделенная оценочным эпитетом «счастливый». Небогатое жилище окружено «диким» садом, «укромным» огородом, сонной речкой, холмами и лугами. Невдалеке расположены деревня и лес. Все элементы художественного пространства объединены семантикой непритязательности, безыскусственности: сад запущен, калитка обветшала, кое-где обрушен забор.

Скромный быт и неброское очарование природы дороги лирическому «я». Умиротворенный и счастливый, здесь он чувствует прилив творческих сил. Закономерна тревога о судьбе милого края: субъект речи желает уберечь родной уголок, гарантировать ему мирную беспечальную жизнь. Свои надежды он возлагает на лирического адресата – духа, «тайного стража», основная сфера деятельности которого заключается в обеспечении домашнего благополучия.

Лирический герой перечисляет собственные опасения. Сначала упоминаются погодные факторы: холодные дожди и сильные ветра. Природные катаклизмы могут навредить посевам, нарушить спокойную жизнь тружеников. Попутно сообщается о благоприятной крестьянской примете: обильный снежный покров дает надежду на грядущий урожай. Посягательства воров и недоброжелателей – еще одна группа причин, вызывающих беспокойство субъекта речи.

Домовому по силам справиться с потенциальными угрозами, упомянутыми героем. Последний взывает к «незримому покровителю», моля позаботиться о родном поместье и разделить любовь к неярким, но милым сердцу местам.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворенийСтихи длиной 20 строк


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах