«Дождя отшумевшего капли…» А. Толстой
* * * Дождя отшумевшего капли
Тихонько по листьям текли,
Тихонько шептались деревья,
Кукушка кричала вдали.Луна на меня из-за тучи
Смотрела, как будто в слезах;
Сидел я под клёном и думал,
И думал о прежних годах.Не знаю, была ли в те годы
Душа непорочна моя?
Но многому б я не поверил,
Не сделал бы многого я.Теперь же мне стали понятны
Обман, и коварство, и зло,
И многие светлые мысли
Одну за другой унесло.Так думал о днях я минувших,
О днях, когда был я добрей;
А в листьях высокого клёна
Сидел надо мной соловей,И пел он так нежно и страстно,
Как будто хотел он сказать:
«Утешься, не сетуй напрасно –
То время вернется опять!»
<1840-е годы>
Анализ стихотворения Толстого «Дождя отшумевшего капли…»
Соотнесение пейзажной картины с внутренним состоянием лирического «я» – отличительная черта толстовской поэтики. По принципам параллелизма построена композиция раннего стихотворения, написанного в 1840-х гг. Оно начинается с изображения тихого теплого вечера. Природа умыта дождем, и его следы еще остались на посвежевшей листве. Легкий стук капель и слабый шелест деревьев создают атмосферу спокойствия, которая подчеркивается лексической анафорой «тихонько». Внимание лирического субъекта переключается на отдаленные звуки – песню кукушки.
Описывая природные реалии, поэт прибегает к традиционному для русской лирики приему олицетворения. Деревья наделяются свойством шептаться, луна – смотреть. Значения сравнений также связаны с процессом персонификации: герою кажется, что ночное светило проливает слезы, а соловей обращается к лирическому «я» со словами утешения.
В конце второго катрена конкретизируется не только позиция, но и особенности деятельности героя. Расположившись под кленом, он раздумывает о прошлом. В неторопливых размышлениях романтика преобладают элегические интонации. Жизнь разделяется на два отрезка: «те годы» и «теперь». Каждому из периодов соответствует своя версия портрета души лирического субъекта. В прежнее время он был добрее и оптимистичнее, но доверчивее и легкомысленней. Столкнувшись с коварством и злом, повзрослевший герой стал мудрее, однако вместе с жизненным опытом пришли разочарование и печаль.
Течение минорных мыслей прерывают трели соловья, поющего «нежно и страстно». Герой воспринимает прекрасные звуки птичьей мелодии как добрый знак, сулящий возвращение прежней радости.
Неторопливому ходу воспоминаний отвечает ритмический строй художественного текста. Трехстопный амфибрахий, обеспечивающий легкое и спокойное течение стиха, передает состояние возвышенной души, погруженной в глубокое раздумье.
Идея, которая провозглашает исцеляющее воздействие природных сил на сердечные раны, характерна и для позднего творчества Толстого. В благотворное влияние «врачующей власти» живого мира верит лирический субъект произведения «Вновь растворилась дверь на влажное крыльцо…» Окрыляющим, исполненным надежды словам о счастье и любви «вторят» весенние ручьи, уносящие растаявшие снега. По мысли героя, радостные изменения «воскреснувшей природы» способны избавить от тоски лирического адресата.