Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Василий Жуковский

«Эолова арфа» В. Жуковский

      Владыка Морвены,
Жил в дедовском замке могучий Ордал;
      Над озером стены
Зубчатые замок с холма возвышал;
      Прибрежны дубравы
      Склонялись к водам,
      И стлался кудрявый
Кустарник по злачным окрестным холмам.

      Спокойствие сеней
Дубравных там часто лай псов нарушал;
      Рогатых еленей,
И вепрей, и ланей могучий Ордал
      С отважными псами
      Гонял по холмам;
      И долы с холмами,
Шумя, отвечали зовущим рогам.

      В жилище Ордала
Веселость из ближних и дальних краев
      Гостей собирала;
И убраны были чертоги пиров
      Еленей рогами;
      И в память отцам
      Висели рядами
Их шлемы, кольчуги, щиты по стенам.

      И в дружных беседах
Любил за бокалом рассказы Ордал
      О древних победах
И взоры на брони отцов устремлял:
      Чеканны их латы
      В глубоких рубцах;
      Мечи их зубчаты;
Щиты их и шлемы избиты в боях.

      Младая Минвана
Красой озаряла родительский дом;
      Как зыби тумана,
Зарею златимы над свежим холмом,
      Так кудри густые
      С главы молодой
      На перси младые,
Вияся, бежали струей золотой.

      Приятней денницы
Задумчивый пламень во взорах сиял:
      Сквозь темны ресницы
Он сладкое в душу смятенье вливал;
      Потока журчанье –
      Приятность речей;
      Как роза дыханье;
Душа же прекрасней и прелестей в ней.

      Гремела красою
Минвана и в ближних и в дальних краях;
      В Морвену толпою
Стекалися витязи, славны в боях;
      И дщерью гордился
      Пред ними отец…
      Но втайне делился
Душою с Минваной Арминий-певец.

      Младой и прекрасный,
Как свежая роза – утеха долин,
      Певец сладкогласный…
Но родом не знатный, не княжеский сын;
      Минвана забыла
      О сане своем
      И сердцем любила,
Невинная, сердце невинное в нем. –

      На темные своды
Багряным щитом покатилась луна;
      И озера воды
Струистым сияньем покрыла она;
      От замка, от сеней
      Дубрав по брегам
      Огромные теней
Легли великаны по гладким водам.

      На холме, где чистым
Потоком источник бежал из кустов,
      Под дубом ветвистым –
Свидетелем тайных свиданья часов –
      Минвана младая
      Сидела одна,
      Певца ожидая,
И в страхе таила дыханье она.

      И с арфою стройной
Ко древу к Минване приходит певец.
      Всё было спокойно,
Как тихая радость их юных сердец:
      Прохлада и нега,
      Мерцанье луны,
      И ропот у брега
Дробимыя с легким плесканьем волны.

      И долго, безмолвны,
Певец и Минвана с унылой душой
      Смотрели на волны,
Златимые тихоблестящей луной.
      «Как быстрые воды
      Поток свой лиют –
      Так быстрые годы
Веселье младое с любовью несут». –

      «Что ж сердце уныло?
Пусть воды лиются, пусть годы бегут;
      О верный! о милой!
С любовию годы и жизнь унесут!»–
      «Минвана, Минвана,
      Я бедный певец;
      Ты ж царского сана,
И предками славен твой гордый отец». –

      «Что в славе и сане?
Любовь – мой высокий, мой царский венец.
      О милый, Минване
Всех витязей краше смиренный певец.
      Зачем же уныло
      На радость глядеть?
      Всё близко, что мило;
Оставим годам за годами лететь». –

      «Минутная сладость
Веселого вместе, помедли, постой;
      Кто скажет, что радость
Навек не умчится с грядущей зарей!
      Проглянет денница –
      Блаженству конец;
      Опять ты царица,
Опять я ничтожный и бедный певец». –

      «Пускай возвратится
Веселое утро, сияние дня;
      Зарей озарится
Тот свет, где мой милый живет для меня.
      Лишь царским убором
      Я буду с толпой;
      А мыслию, взором,
И сердцем, и жизнью, о милый, с тобой».

      «Прости, уж бледнеет
Рассветом далекий, Минвана, восток;
      Уж утренний веет
С вершины кудрявых холмов ветерок». –
      «О нет! то зарница
      Блестит в облаках,
      Не скоро денница;
И тих ветерок на кудрявых холмах». –

      «Уж в замке проснулись;
Мне слышался шорох и звук голосов». –
      «О нет! встрепенулись
Дремавшие пташки на ветвях кустов». –
      «Заря уж багряна». –
      «О милый, постой». –
      «Минвана, Минвана,
Почто ж замирает так сердце тоской?»

      И арфу унылой
Певец привязал под наклоном ветвей:
      «Будь, арфа, для милой
Залогом прекрасных минувшего дней;
      И сладкие звуки
      Любви не забудь;
      Услада разлуки
И вестник души неизменныя будь.

      Когда же мой юный,
Убитый печалию, цвет опадет,
      О верные струны,
В вас с прежней любовью душа перейдет.
      Как прежде, взыграет
      Веселие в вас,
      И друг мой узнает
Привычный, зовущий к свиданию глас.

      И думай, их пенью
Внимая вечерней, Минвана, порой,
      Что легкою тенью,
Всё верный, летает твой друг над тобой;
      Что прежние муки:
      Превратности страх,
      Томленье разлуки –
Всё с трепетной жизнью он бросил во прах.

      Что, жизнь переживши,
Любовь лишь одна не рассталась с душой;
      Что робко любивший
Без робости любит и более твой.
      А ты, дуб ветвистый,
      Ее осеняй;
      И, ветер душистый,
На грудь молодую дышать прилетай».

      Умолк – и с прелестной
Задумчивых долго очей не сводил…
      Как бы неизвестный
В нем голос: навеки прости! говорил.
      Горячей рукою
      Ей руку пожал
      И, тихой стопою
От ней удаляся, как призрак пропал…

      Луна воссияла…
Минвана у древа… но где же певец?
      Увы! предузнала
Душа, унывая, что счастью конец;
      Молва о свиданье
      Достигла отца…
      И мчит уж в изгнанье
Ладья через море младого певца.

      И поздно и рано
Под древом свиданья Минвана грустит.
      Уныло с Минваной
Один лишь нагорный поток говорит;
      Всё пусто; день ясный
      Взойдет и зайдет –
      Певец сладкогласный
Минваны под древом свиданья не ждет.

      Прохладою дышит
Там ветер вечерний, и в листьях шумит,
      И ветви колышет,
И арфу лобзает… но арфа молчит.
      Творения радость,
      Настала весна –
      И в свежую младость,
Красу и веселье земля убрана.

      И ярким сияньем
Холмы осыпал вечереющий день;
      На землю с молчаньем
Сходила ночная, росистая тень;
      Уж синие своды
      Блистали в звездах;
      Сравнялися воды;
И ветер улегся на спящих листах.

      Сидела уныло
Минвана у древа… душой вдалеке…
      И тихо всё было…
Вдруг… к пламенной что-то коснулось щеке;
      И что-то шатнуло
      Без ветра листы;
      И что-то прильнуло
К струнам, невидимо слетев с высоты…

      И вдруг… из молчанья
Поднялся протяжно задумчивый звон;
      И тише дыханья
Играющей в листьях прохлады был он.
      В ней сердце смутилось:
      То друга привет!
      Свершилось, свершилось!..
Земля опустела, и милого нет.

      От тяжкия муки
Минвана упала без чувства на прах,
      И жалобней звуки
Над ней застенали в смятенных струнах.
      Когда ж возвратила
      Дыханье она,
      Уже восходила
Заря, и над нею была тишина.

      С тех пор, унывая,
Минвана, лишь вечер, ходила на холм
      И, звукам внимая,
Мечтала о милом, о свете другом,
      Где жизнь без разлуки,
      Где всё не на час –
      И мнились ей звуки,
Как будто летящий от родины глас.

      «О милые струны,
Играйте, играйте… мой час недалек;
      Уж клонится юный
Главой недоцветшей ко праху цветок.
      И странник унылый
      Заутра придет
      И спросит: где милый
Цветок мой?.. и боле цветка не найдет».

      И нет уж Минваны…
Когда от потоков, холмов и полей
      Восходят туманы
И светит, как в дыме, луна без лучей –
      Две видятся тени:
      Слиявшись, летят
      К знакомой им сени…
И дуб шевелится, и струны звучат.

Дата создания: ноябрь 1814 г.

Анализ стихотворения Жуковского «Эолова арфа»

Баллада «Эолова арфа», написанная Василием Андреевичем Жуковским, относится к «долбинскому» периоду его творчества. С этим временем связаны наиболее сильные любовные переживания поэта, поэтому осень 1814 года, когда было создано это произведение, была очень плодотворной на романтические сюжеты.

Именно такой сюжет лег в основу «Эоловой арфы». Речь в балладе идет о молодых возлюбленных, которым не суждено быть вместе из-за разницы в их положении. Героиня баллады, юная красавица Минвана, – дочь Ордала, воинственного властителя Морвены. Ее руки добиваются многие славные воины, но ее сердце уже принадлежит незнатному певцу Арминию. Их чувство чистое и наивное: «Минвана забыла о сане своем, и сердцем любила, невинная, сердце невинное в нем». Певец понимает, что их тайные свидания не будут длиться вечно, поэтому он привязывает свою арфу к ветвям дуба, где проходили их встречи, и обещает вернуться к любимой хотя бы и ветром после смерти, и утешить Минвану милыми ее сердцу звуками.

Так и происходит. Отец девушки, узнав о свиданиях, изгоняет Арминия. Спустя годы Минвана снова приходит к дубу и слышит голос арфы. Все эти годы она хранила верность любви. Теперь, услышав голос арфы, она понимает, что милый уже не принадлежит этому миру, но по-прежнему верен ей. Тоска снедает Минвану, поэтому и ее смертный час тоже близок. В финальных строках баллады автор дарует счастье влюбленным, которые после смерти воссоединяются у памятного дерева, прославляя всепобеждающую силу любви.

В этом произведении прослеживаются как биографические мотивы, так и образы из других произведений, вдохновившие Жуковского на творчество. В частности, пейзажи («зубчатый замок с холма», «озера воды»), интерьеры («убраны были чертоги пиров еленей рогами», «висели рядами их шлемы, кольчуги, щиты по стенам»), портреты героев напоминают картины из средневековых баллад. Здесь прослеживается влияние оссиановского течения в литературе начала XIX века.

Нужно сказать, что «Эолова арфа» – очень проработанное произведение. Сохранилось несколько планов баллады с подробным описанием сюжета и диалогов. Даже имена персонажей имеют значение. Созвучием в именах «Минвана» и «Арминий» автор показывает неразрывную связь душ этих героев.

Язык стихотворения, как и полагается для изображения средневекового сюжета, устаревший. Часто используются инверсии (нарушение порядка слов) и перемещения ударения.

Критики отмечают, что балладе присущ своеобразный ритм – в одной строфе чередуются двухстопные и четырехстопные амфибрахии. Рифма перекрестная с чередованием мужских и женских окончаний.

Несмотря на то, что сюжет баллады уникальный, читателю могут вспомниться истории Ромео и Джульетты, Тристана и Изольды и других несчастных возлюбленный. «Эолова арфа» по праву занимает свое место среди прекрасных образов романтической поэзии.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворенийБалладыДлинные стихи


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах