Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Гимн Красоте» Ш. Бодлер

Скажи, откуда ты приходишь, Красота?
Твой взор – лазурь небес иль порожденье ада?
Ты, как вино, пьянишь прильнувшие уста,
Равно ты радости и козни сеять рада.

Заря и гаснущий закат в твоих глазах,
Ты аромат струишь, как будто вечер бурный;
Героем отрок стал, великий пал во прах,
Упившись губ твоих чарующею урной.

Прислал ли ад тебя, иль звездные края?
Твой Демон, словно пес, с тобою неотступно:
Всегда таинственна, безмолвна власть твоя,
И все в тебе – восторг, и все в тебе преступно!

С усмешкой гордою идешь по трупам ты,
Алмазы ужаса струят свой блеск жестокий,
Ты носишь с гордостью преступные мечты
На животе своем, как звонкие брелоки.

Вот мотылек, тобой мгновенно ослеплен,
Летит к тебе – горит, тебя благословляя;
Любовник трепетный, с возлюбленной сплетен,
Как с гробом бледный труп, сливается, сгнивая.

Будь ты дитя небес иль порожденье ада,
Будь ты чудовище иль чистая мечта,
В тебе безвестная, ужасная отрада!
Ты отверзаешь нам к безбрежности врата.

Ты Бог иль Сатана? Ты Ангел иль Сирена?
Не все ль равно: лишь ты, царица Красота,
Освобождаешь мир от тягостного плена,
Шлешь благовония и звуки и цвета!

Перевод: Эллис.

Анализ стихотворения Бодлера «Гимн Красоте»

Произведение Шарля Бодлера «Гимн Красоте» входит в раздел «Сплин и идеал» книги «Цветы зла», впервые опубликованного в 1857 году. Оно представляет собой размышление о том, что такое красота, кем создана и для чего существует.

По жанру это стихотворение действительно относится к гимнам. Однако называя его так, нужно понимать, что если что-то воспевает Шарль Бодлер, то звучать этот гимн будет непривычно. Это произведение не похоже на восторженные оды русских поэтов М. Державина, А. Пушкина и других, где используются самые высокие эпитеты и великолепные сравнения. Образы Бодлера же незаурядны и красивы по-своему.

«Гимн Красоте» почти целиком состоит из риторических вопросов и сравнений. Слово «Красота» не зря употребляется поэтом с прописной буквы, поскольку оно олицетворяет не качество, а скорее дух, некое божество, вдохновляющее всех творцов. Автор обращается к нему снова и снова, но не получает ответов:
Скажи, откуда ты приходишь, Красота?
Прислал ли ад тебя иль звездные края?

Исследуя черты этого явления, поэт пользуется антитезой, подбирая подходящие, по его мнению, образы для его отражения. Автор не устает сравнивать свою музу попеременно с противоположными вещами: то с небесной лазурью, то с адским пламенем, то с закатом, то с восходом солнца.

Автор прибегает к сравнениям, описывая действие, которое производит Красота на людей:
Героем отрок стал, великий пал во прах,
Упившись губ твоих чарующею урной.

Урна здесь выступает двояким символом. С одной стороны, это просто чаша, испив из которой юноша становится поэтом. Чувствуется отсылка к скандинавскому мифу о меде поэзии. Но также урна может быть и погребальной. Тогда в этом символе скрывается намек на равнодушие музы, которая в своем безразличии к тому, кто ей внемлет, похожа на смерть.

Изображая беспощадность Красоты, Бодлер обращается к порой жутким сравнениям. Вот он описывает единение творца с музой как союз любовников. Но тотчас же любовное ложе превращается в смертный одр:
Любовник трепетный, с возлюбленной сплетен,
Как с гробом бледный труп сливается, сгнивая.

Анализируя творчество Шарля Бодлера, можно выявить одну важную мысль, которая красной линией тянется сквозь многие его произведения. Красота является главной ценностью. Она превыше жизни и смерти, хотя в них и находятся ее корни. Используя шокирующие образы разложения вместе с одухотворенными картинами природы, автор провозглашает превосходство красоты, творчества, души над всем этим круговоротом материи. Задача же поэта, по Бодлеру, услышать и увековечить посланные Красотой «благовония и звуки и цвета».

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах