Pishi-stihi.ru »
Владимир Маяковский
«Гимназист или строитель» В. Маяковский
Были у папочки дети – гимназистики. На фуражке-шапочке – серебряные листики. В гимназию – рысью. Голова – турнепсом. Грузит белобрысую – латынью, эпосом. Вбивают грамматику в голову-дуру, мате-ма-тику и литературу: «Пифагоровы штаны на все стороны равны…» «Алексей, Гордей, Сергей, Глеб, Матвей да Еремей…» Зубрят Иловайских, приклеив к носу, про Барбароссов и про Каноссу. От новых переносятся к старым векам, перелистывают справа налево; дескать, был мусью Адам, и была мадам Ева. В ухо – как вода, из уха – как водица, то, что никогда и никому не пригодится. В башку втемяшивают, годы тратя: «Не лепо ли бяше, братие…» Бублики-нули. Единицы леса… А сын твердит, дрожа осиной: «Пой, о богиня, про гнев Ахиллеса, Пелеева сына». Зубрит – 8 лет! – чтобы ему дорасти до зрелости и до премудрости. Получит гимназистик аттестат-листик. От радости – светится, напьется, как медведица. Листик взяв, положит в шкаф, и лежит в целости аттестат зрелости. И сказки про ангелов, которых нет, и все, что задавали – до и от – и все, что зубрили восемь лет, – старательно забывают в один год. И если и пишет – ученый и прыткий, – то к тете, и только поздравительные открытки. Бывшие гимназисты – в дороге, в избранной, кому понадобился вздор развызубренный?! Наши не сопели ни по каким гимназиям, учились ощупью, по жизни лазая, веря в силу единственной науки – той, что облегчает человечие руки. Дисциплина машин, электричество, пар учат не хуже учебников и парт. Комса на фабрике «Красная нить» решила по-новому нитки вить. Ночами она сидит над вопросом: как лучше укладывать нитки по гроссам? Что сделать, чтоб ящики с ниткой этой текли по станку непрерывной лентой? На что по селам спрос настоящий – большой продавать или маленький ящик? С трудом полководя чисел оравою, считают и чертят рукою корявой. Зубами стараются в гранит вгрызаться, в самую в «раци- онализацию». И вот, в результате грызенья гранита – работы меньше и больше ниток. Аж сам на комсомолию эту серебряным глазом, моргая сквозь смету, глядит пораженный рубль сбереженный. Остались от старого ножки да рожки, но и сейчас встречается дядя такой, который в глупой зубрежке науки без толку долбит, как дятел. Книга – книгой, а мозгами двигай. Отжившие навыки выгони, выстегав. Старье – отвяжись! Долой советских гимназистиков! Больше – строящих живую жизнь!
1927 г.
Рубрики стихотворения: Длинные стихи ✑