Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Гавриил Державин

«Христос» Г. Державин

Никтоже приидет ко Отцу, токмо мною.
Иоан. гл. 14, ст. 6
1.

‎О Сый, которого пером,
Ни бренным зрением, ни слухом,
Ниже витийства языком
Не можно описать, а духом
И верой пламенной молить!
Твоею благодатью пленный,
Как бы на небо восхищенный,
Тебя дерзаю я гласить.

2.

‎Тебя! – но кто же сущий Ты,
Что человеком чтим и Богом?
Лице, как солнца красоты!
Хитон, как снег во блеске многом!
Из ребр нетленных льется кровь!
Лучи – всю плоть просиявают!
Небесный взор, уста дыхают
Сладчайшим благовестьем слов!

3.

‎Кто Ты, – что к нам сходил с небес
И паки в них вознесся в славе? –
Вовек живый и там и здесь
Несметных царств своих в державе,
В округе и средине сфер.
Хлеб жизни и живот струй вечных,
Сам свят, безгрешен; а всех грешных
Единая к спасенью дверь!

4.

‎Кто Ты, – кого из древних лет
Сивиллы, маги и пророки
Приход предвозвестили в свет;
Полк горних сил сквозь блеск далекий
Дивился с трепетом кому,
Что Бога и Царя небесна,
Бессмертна суща, бестелесна,
Сходяща видят смерти в тму?

5.

‎Кто Ты, – в котором сквозь эфир
С горы ниспадший зрелся камень,
Кем мира сокрушен кумир;
Тот лепый юноша, что пламень
Внутрь пещи в росу претворил,
И прежде, чем на свет явился,
Во тьме чудес предобразился
И чаяньем языком был?

6.

‎Кто Ты, – которого звезда
Час возвестила в мир явленья,
Казала путь к кому ведя
Царям, волхвам для поклоненья;
Чей трон не в злате средь порфир,
Но в верте, в яслях был возвышен,
Над кем лик ангелов был слышен:
Сошел во человеки мир!

7.

‎Кто Ты, – вспять Иордан бежал
Кого омыть с стремленьем шумным,
В пустыне свет осиявал;
Глас Агнцем проповедал чудным,
Могущим всех грехи подъять.
Таинственным страша всех слухом,
Что, не родясь водой и духом,
Небес не можно достигать.

8.

‎Кто Ты, – что отверзал слух, взор
Глухим, слепым – прикосновеньем;
Кротил свирепость бурь и морь
Единым перста мановеньем?
И не Тебе ль был сонм духов
Послушным, всякая стихия,
И глас не Твой ли из земныя
Взывал утробы мертвецов?

9.

‎Не Ты ль величественный муж
Во славе, в блеске несказанном
Между живых и мертвых душ
На холме зрелся лучезарном,
Как некий дивный властелин
И днешня и грядуща мира?
Над коим гром гремел с эмпира:
«Се мой возлюбленнейший Сын!»

10.

‎Как! – Неба сын Ты? – ужас, мрак
Мои все пробегают кости!
Ты Бог? – но Твой поруган зрак
От человеческия злости!
Окровавленны красоты!
С злодеями на древе крестном
Висишь в томленьи скорбном, смертном,
Бледн, бездыханен, мертв! – Кто ж Ты?

11.

‎Кто Ты? – и как изобразить
Твое величье и ничтожность,
Нетленье с тленьем согласить,
Слить с невозможностью возможность?
Ты Бог, – но Ты страдал от мук!
Ты человек, – но чужд был мести!
Ты смертен, – но истнил скиптр смерти!
Ты вечен, – но Твой издше дух!

12.

‎О тайн глубоких океан!
Пучина див противоборных!
Зачем сходил Ты с звездных стран
И жил в селениях юдольных?
Творец Ты, – мог все с высоты;
Ты тварь, – почто же трепетала
Вся твердь, как жизнь Твоя увяла?
Открой, открой себя мне Ты!

13.

‎Открой себя, открой, молюсь!
И се – глас слышу сердца в дверях:
«Доколь воплю, доколь толкусь
Воскреснуть в хладных маловерах?
О света сын! о раб днесь тмы!
Свлеки с себя покров твой бренной
И мыслью, верой воскрыленной
Мой Промысл о себе вонми:

14.

‎Премудрость, сила и любовь,
Бог дух, в трех светах Свет ввек живый,
Единством троичным до веков
В своем совете положивый
Свою в тме славу проявить,
Воззвать из бездн созданье ново
Послал единородно Слово,
И словом: – тма – вселенной бысть.

15.

‎Изобразилось естество,
Незримое всезримым стало
И в человеке Божество,
Как солнце в море, воссияло!
Все покорилося ему,
Что благ был, кроток, чист, незлобен
И во зерцале как подобен
Творцу бессмертну своему.

16.

‎Но поелику создан он
С свободною душой из персти;
То обаял мечтаний сон
Его и ухищренье лести:
Он, в красоту свою влюбясь,
Возмнил быть Бог – и возгордился,
От Единицы отклонился
И отблеск в нем Ея погас.

17.

‎Погас! – пал в тму вселенной царь,
Нетленье превратилось в тленье;
Ему совоздыхая тварь,
Доднесь страстей своих в боренье,
Век будет в пре – не утолить
Доколь гнев Отчь сей низкой долей,
Что волей пал, и той же волей
Себя к Нему не возвратить,

18.

‎И плоти не отвергнет так,
Ничто чтоб дух не отягчало;
Но пал как в толь глубокий мрак,
Что сил его восстать не стало;
То тут Любовь, времен в исходе,
Сошла смирить страстей злых ревы:
Сый воссиял от чистой Девы,
Как солнца луч от чистых вод!

19.

‎Им пробудилось божество,
Уснувше чувств от обольщенья,
Духовно света существо,
Как искра камня от биенья,
Вспрянуло, – и явился Бог
В плоти его страданьем Слова:
На свет Им трисвятый зреть снова
Адам сподобиться возмог.

20.

‎Адам бы падши не восстал,
Когда б в Христе не воскресился,
Не воскресясь – не воссиял,
Не воссияв – не возродился
В блаженство первородно вновь.
Се, как смирением, терпеньем,
Страданьем, скорбью, умерщвленьем
Возводит всех к себе Любовь!

21.

‎Так подлинно, без плоти дух
Не мог в тлен пасть. Без духа ж силы
И плоть слаба духов втечь в круг
К земле с прикованными крылы:
То по совету трисвяту,
Скудель в сан серафимск восставить,
Бессмертьем смертного прославить
Предоставлялося Христу.

22.

‎И Им со славой, с торжеством
Явилась миру Божья сила:
Как запад, нас златым лучом
Святая кровь Его покрыла,
И осветила благодать,
Дав область в чад Его вчиняться,
Младенцев смыслом умудряться
И разум вере покорять, –

23.

‎Чтобы, надеясь на Его
Одну мы благость, милосердье,
Могли искать себе того
Наследна, прежня озаренья,
Им кое только можно зреть:
Святым внутрь духом очищаясь,
Живясь, светлеясь, возвышаясь,
Любовью к Божеству гореть.

24.

‎Се, что есть Сый, что есть Христос,
Что Бого-Человек, что Слово:
Он самый тот, который взнес
Духовно и телесно в ново
Тем бытие, что, страждя сам,
Всем подал ясные примеры,
Как силой доблести и веры
Входить возможно к небесам!

25.

‎Так, Он един: никто другой
Слепца привесть не может к свету,
Потерянному чувств стезей;
Лишь словом уст Его согрету
Внутрь вскрыться могут очеса.
Поит струей Он вечной жизни
И сладость древния отчизны
На землю сводит, небеса.

26.

‎Он – сшедша Истина с небес,
Он – Добродетель воплощенна,
Отерша токи смертных слез.
В лице подобострастна тлена
Сходил Он к смертну естеству
От уз греховных мир избавить,
На прежней степени поставить
И уподобить Божеству.

27.

‎Так, без Него никто к Отцу
Его приближиться не может.
Без Сына дверь наград к венцу
Таинственную не проторжет.
Живет в Отце, Отец же – в Нем;
Бездн, неба и земли посредник,
Ходатай, вождь, всех благ наследник
И подвигоположник Он.

28.

‎Предвечной Правде, трисвятой
Противно было б бесконечно,
Чтоб смертный за проступок свой
Пред Вечным не был винен вечно.
Кто ж Бога удовлетворит?
Лишь Сын Его из милосердья,
Взяв на себя всех преступленья,
Возмог мир миром примирить.

29.

‎Се есть Христовых цель заслуг:
Да благость сблизить с правосудьем,
Да воцарить над телом дух, –
И сих великих дел орудьем
Он пребыл Сам, что Сам страдал:
Он мог призвать в защиту громы;
Но, волею на казнь ведомый,
Своей Он смертью смерть попрал.

30.

‎И чрез пример явил сей свой,
Что не мирские наказанья
На лобном нас мрачат хулой,
Равно и не корон сиянья
Богоподобными творят;
Но правда, вера добродетель
Ввек провозвестник и свидетель
И блеск неложный света чад.

31.

‎Се тако Иисус всех спас
И познан Человеко-Богом,
Что так ничей покоить глас
И сладость в нас лить в бедстве строгом
Не силен, как Его един.
Быв выше всех, – учил быть низшим,
Любить врагов, и сердцем чистым
Молил за них лишь Божий Сын.

32.

‎Он Царь, Законодатель тот,
Что уст своих одним глаголом
Ко благу общу всех ведет,
Равняет хижину с престолом:
«Просящему, – речет Он, – дай,
Болящего призри в больнице,
Печального утешь в темнице,
Голодна, жадна напитай».

33.

‎Первосвященник Он, Пророк,
Кой верящим в Него любовью
Себя дал веры их в залог,
Запечатлев завет свой кровью,
И так его тем утвердил,
Что Им обещанный, небесный
В языках огненных чудесный
Излил свой Дух и научил:

34.

‎Былинки злобно не сломить,
Но быть всем кротким, всем радушным,
Лишь по себе других судить,
И не чрез рать себе послушным
Быть миру, но чрез рыб ловцов
Простых велел, – и синагоги,
Ареопаг им пал пред ноги:
Се силен как закон Христов!

35.

‎Христос весь благость, весь любовь,
Блеск свойствам даже трисвященным;
Весь круг бы без Него миров
Неполным был, несовершенным.
Бог-Ум мог все предначертать,
Бог-Мощь – все сздать; любви ж без Бога
Могли ль премудрость, сила строга
Горе к себе сердца воззвать?

36.

‎Так, Бог и дивен и велик
Нам паче воплощеньем Сына:
Мог плоть и дух создать Он в миг,
Но связь сих крайностей едина
Всех удивительней чудес!
Адам пусть волею пал злою;
Но взнесся плотью он святою
В Христе превыше всех небес.

37.

‎Отец и Сын и Дух Святый,
Незримый Свет триипостасный;
Но в плоти Сын прияв черты,
Как человек подобострастный,
Открыл Себя и научил
Чтить Бога истиной и духом.
Кумиров сверг своим Он слухом,
Как силу ада сокрушил.

38.

‎Христос нас Искупитель всех
От первородного паденья.
Он свет, – тмой необъемлем ввек;
Но тмится внутрь сердец неверья,
Светясь на лоне у Отца.
Христа нашедши, все находим,
Эдем свой за собою водим,
И храм Его – святы сердца.

39.

‎О Всесвятый! Превечный Сый!
Свет тихий Божеския славы!
Пролей свои, Христе! красы
На дух, на сердце и на нравы,
И жить во мне не преставай;
А ежели и уклонюся
С очей Твоих и затемнюся,
В слезах моих вновь воссияй!

40.

‎Услышь меня, о Бог любви!
Отец щедрот и милосердья!
Не презрь преклоншейся главы
И сердца грешна дерзновенья
Мне моего не ставь в вину,
Что изъяснить Тебя я тщился, –
У ног Твоих коль умилился
Ты, зря с мастикою жену.

1814 г.

Рубрики стихотворения: Длинные стихиДуховные оды


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах