Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Индийский океан» И. Бунин

Над чернотой твоих пучин
Горели дивные светила,
И тяжко зыбь твоя ходила,
Взрывая огнь беззвучных мин.

Она глаза слепила нам,
И мы бледнели в быстром свете,
И сине-огненные сети
Текли по медленным волнам.

И снова, шумен и глубок,
Ты восставал и загорался –
И от звезды к звезде шатался
Великой тростью зыбкий фок.

За валом встречный вал бежал
С дыханьем пламенным муссона,
И хвост алмазный Скорпиона
Над чернотой твоей дрожал.

Дата создания: 13 ноября 1916 г.

Анализ стихотворения Бунина «Индийский океан»

Произведение 1916 г. создано под впечатлением длительной морской поездки на «окраину земли» – «дикий и прекрасный» Цейлон, который стал самой отдаленной точкой бунинских восточных путешествий. Лирический дневник «Воды многие», над которым автор работал во время плавания, содержит размышления поэта о вечных, «незыблемо-священных» основах бытия. Сияющее небо и вода, похожая на «сплав зеленых самоцветов», противопоставляются человеческой суете – мелочной, бессмысленной и постыдной. Герой захвачен чувствами безграничной свободы и щемящей благодарности Богу за совершенство земной природы.

Художественное пространство «Индийского океана» проникнуто ощущениями бескрайности, бездонности и шумной мощи водной стихии. Лирический герой восхищенно обращается к океану, как к огромному живому существу. Прием олицетворения поддерживает этот эффект: «зыбь ходила», «восставал», «бежал».

Поэтический текст обрамляет анафора «чернота», характеризующая безграничную водную гладь. Мощь и необъятность стихии подчеркнуты сравнением фок-мачты с тростью. Художественный прием усложнен оксюмороном: для трости в качестве определения избран эпитет «великая», а для мачты – «зыбкая».

Прекрасный образ «дивных светил» – небесных созвездий – сравнивается с драгоценностями. Хвост созвездия Скорпион получает эпитет «алмазный». Аналогичный прием характерен не только для лирики Бунина, но и для прозаических произведений: в дневнике «Воды многие» герой замечает в небе «алмазы Южного Креста».

Между двумя вечными стихиями, водной и небесной, существует связь: на поверхности океана сверкает огонь, отраженный от звезд. Водное пространство наделяется парадоксальным свойством «загораться», и даже ветер имеет «пламенное дыханье». Содружество вечных стихий порождает сложный эпитет «сине-огненные» и метафору «огонь беззвучных мин». Слив воду и огонь воедино, автор раздвигает границы пространства и умножает мощь океанской пучины. Сплав стихий, предстающий в своей безудержной силе, освобождает человека от шелухи повседневности и приобщает его к тайнам универсума.

Лирическое «ты», с которым герой обращается к океану, соседствует с «мы», отождествляемым с путешественниками. Люди теряются среди масштабных категорий: они бледны, отраженный огонь звезд слепит им глаза. Лирическое «мы» осознается как часть космоса, полностью ему подвластная.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


У Бальмонта 9 стихотворений с названием "Осень", вот 5:
– Осень (Белесоватое Небо, слепое, и ветер тоскливый…)
– Осень (Влага прохладною стала…)
– Осень (Вот они, мёрзлые глыбы…)
– Осень (Вы умрёте, стебли трав…)
– Осень (Как пламенеет огненная осень…)

25 января 1938 г. родился Владимир #Высоцкий.

21 января 1815 г. состоялся публичный экзамен в Царскосельском лицее, где А. С. Пушкин прочел «Воспоминания в Царском Селе». Присутствовавший при этом Г. Державин произнес «Я не умер! Вот, кто заменит меня».


Смотри также:



Справочник:


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах
ПС - попадаются словогрызы