«Как день, светла, но непонятна…» А. Блок
* * * Как день, светла, но непонятна,
Вся – явь, но – как обрывок сна,
Она приходит с речью внятной,
И вслед за ней – всегда весна.Вот здесь садится и болтает.
Ей нравится дразнить меня
И намекать, что всякий знает
Про тайный вихрь ее огня.Но я, не вслушиваясь строго
В ее порывистую речь,
Слежу, как ширится тревога
В сияньи глаз и в дрожи плеч.Когда ж дойдут до сердца речи,
И опьянят ее духи,
И я влюблюсь в глаза и в плечи,
Как в вешний ветер, как в стихи, –Сверкнет холодное запястье,
И, речь прервав, она сама
Уже твердит, что сила страсти –
Ничто пред холодом ума!..
20 февраля 1914 г.
А. Блок «Стихотворения. Книга третья» (1907–1916). Цикл «Арфы и скрипки» (1908–1916).
Анализ стихотворения Блока «Как день, светла, но непонятна…»
Любовь Александровна Андреева-Дельмас сыграла важную роль в жизни Блока. Оперная певица, обладавшая красивым голосом и яркой внешностью, очаровала поэта. Сильнейшее впечатление на Александра Александровича производил созданный ей образ Кармен в знаменитой опере Жоржа Бизе. Спектакль он смотрел несколько раз, с каждым вечером влюбляясь все больше и больше. Дельмас на чувства Блока ответила взаимностью. Правда, роман их долго не продлился – слишком разные характеры, мировосприятие. Александр Александрович посвятил певице цикл «Кармен», поэму «Соловьиный сад», а также многие стихотворения, вошедшие в серию «Арфа и скрипки». Среди них – «Как день, светла, но непонятна…» (1914).
В нем впрямую о прекрасной испанке – персонаже новеллы Мериме и оперы Бизе – ничего не сказано. При этом Блок упоминает некоторые черты Кармен, характерные для его лирики. В частности, о порывистой речи героини, о «тайном вихре ее огня». Примечательно и само поведение соблазнительницы – сначала она откровенно завлекает мужчину. Когда представитель сильной половины человечества оказывается покорен ей, дама значительно остывает и отказывается от бушевавших ранее страстей. Еще один момент, объединяющий стихотворение «Как день, светла, но непонятна…» с циклом «Кармен», – акцентирование внимания читателей на плечах и глазах героини. Именно они наиболее сильно привлекают лирического героя произведения. Для него появление возлюбленной означает наступление весны. Его душа просыпается, обновляется, перерождается. Чувства становятся сродни стихии, сметающей все на своем пути. Тема всепоглощающей стихийной любви – основная в цикле «Кармен». Встречалась она у Блока и ранее – в сериях «Снежная маска» и «Фаина». Поэт говорил, что в марте 1914 года он отдался стихии также слепо, как и в январе 1907-го, когда влюбился в Наталью Волохову, актрису петербургского театра имени Комиссаржевской.
В стихотворении встречается образ духов. В цикле «Арфы и скрипки» он также присутствует в произведении «Болотистым пустынным лугом…». Впрочем, нам важнее другое – этот образ упомянут в «Кармен». Обратите внимание на следующие строки из стихотворения «О да, любовь вольна, как птица…»:
…И я с руки моей не смою,
Кармен, твоих духов…
Андреева-Дельмас – последняя любовь Блока. После завершения отношений с ней он признался: «Сколько счастья у меня было с этой женщиной».