«Лаотце» К. Бальмонт
Книга пути и благого чарования1Путь, что есть Путь, то не путь обычный;
Имя, что Имя есть, то не имя обычное.
Неименуемое – это есть сущность Всемирного;
А именуемое – природа есть Личного.
Всегда достоверно: бесстрастный увидит ясно;
Всегда достоверно: страстный увидит смутно;
Два эти ряда – одно, но выявляются разно:
Неисследимое, неисследимого –
Это – Великой Тайны врата.2Это – Людское Сознанье Красивого Отличает Красивое от Безобразного: Это – Людское Сознание Доброго Отличает Добро от Зла. Быть и He-Быть, это лишь Бытие расчлененное. Возможное и Невозможное Это лишь чувственный Мир расчлененного. Высшее так же, как Низшее, это лишь Цельная жизнь расчлененная. Вперед и Назад, это есть Непрерывность одна, расчлененная. В соответствии с этим: Совершенное – все изъясняет без мысли и без познаванья! Оно легкокрыло без слов; Действует без побужденья; Создает без чего бы то ни было; Воспринимает без взгляда; Свершает, хотя не творец. В целом же: Неизвестное делает Силу.3Путь отвлеченен, но сила его, его действенность – неистощимы. Неизмеримо-Глубинный, Он есть заправитель частичного Мира, явленного. Острое Он умеряет, Сложное Он разбирает, распутывает, Шумное в стройность приводит певучую, Атомы вводит в порядок. Свет, вечный Свет! Я не знаю, ему кто бы мог предшествовать! Чьим бы чадом считаться могло Существо Высочайшее!4Всемирное не ведает Любви: над Личным проходит оно, как над средством, средой. Совершенное не ощущает Любви; проходит над Личностями, как над средствами, как над средой. Вселенная – словно покров: Пустая, но неисчерпаемая: в движеньи, творит всегда. Человека не вычерпать словом: но когда он не тратит слов, ничего не теряет из Я.5Бессмертна жизненность Природы;
Она непостижимая есть Мать;
Мать непостижная – Всемирности есть корень;
Что жизнь всегда, – тому толчка не надо.6Всемирное – вечно, Всемирное – вечно, затем, что не существует в Личности. В этом есть свойство Вечности. В соответствии с этим; Совершенное, если вступает в затменье, вдвойне утверждается, Тратя себя, укрепляется в Вечности, Своекорыстья уйдя, обособляется.7Сила Благая подобна Воде, Соразмеряясь со всем, ко всему она приспособляется: Чем дальше она от Низменного, Тем ближе она к Пути. Итак она есть: в соотношении с Жизнью, с Земностью, в соотношении с Душой, с Глубиной, в соотношении с Чувством, с Любовью, в соотношении с Духом, с Чистосердечием, в соотношении с Движеньем, с Развитием, в соотношении с Действенным, с Силой, в соотношении с Действием, с Должным в свой миг.8Первичные Строители Порядка, Устроенные, знали лишь себя. Одно свое существованье. За ними – их любили и хвалили; За ними – относились к ним со страхом; За ними – относились с небреженьем; Лишь Сплоченностью Сплоченность творится. Величием исполненные, также Как были полновесные слова их, Они свершали ряд своих свершений; Как думали тогда, был Самовзгляд, Закон был обществ – Самоусмотренье.9Спутался Путь – возникает сознание долга;
Глянул рассудок, – поведения правда слепая исчезла;
Кровная пала Гармония, – встала Семейность;
Стройность из обществ ушла, – Отечестволюбье пришло.10Подниматься на цыпочки, это не значит стоять на ногах;
Ноги свои расставлять неумеренно, это не значит ходить.
Выставляться вперед, это значит во мгле оставаться;
Собою довольствоваться, это значит идти назад;
Быть напоказ пред людьми, это значит от них зависеть;
Собою самим услаждаться, это – в упадке быть.
В соотношении с Жизнью, это – душевный разврат;
В соотношении с Целью, это есть Беспомощность;
Тот. кто знает Путь, стоит далеко от этого.11Не пробегая по миру, можно познать человеческое, Не смотря из окна, можно видеть четко, Кто слишком смотрит, узнает мало. В соответствии с этим: Совершенный не странствуя знает, не наблюдает, а видит, не вступая в воленье, свершает.12Если Общество Путь соблюдает, на пашне работают, Если Общество Путь покидает, на границе скопляются бранные кони. Нет греха – более страсти. Нет большего зла – как несдержанность, Нет недостатка – сильней честолюбия: Тот, кто умеет знать утоление, он утолен.13Вечный возврат, это – путь Пути; Бездейственность, это есть двойственность Пути; Существа земные возвращаются к Жизни. В Жизни вновь возвращаются в Ничто.14Существует Энергия, Мощь Устроительная, Первобытная, Первичнее Природы, Неизменная, Неотелесненная, Причина себя, что всегда в Саморавенстве, И развивается правильно, Жизни Основа. Неназываемую, люди зовут ее Путь, Энергия, это – Великое, Великое, это – Безмерное, Безмерное есть Бесконечно-далекое, Бесконечно-далекое есть Возврат. В соответствии с этим, Путь есть Величие, Небо – Величие, Земля есть Величие, Устроитель – Величие. Итак существуют четыре Величия, а их Устроитель – один. Человек обусловлен Землей, Земля обусловлена Небом, Причина Неба есть Путь, Причина Пути – в себе.
Сборник «Гимны, песни и замыслы древних» (1908). Раздел «Китай».
Перевод из Лао-цзы. Название в оригинале: «道德經».