Мезостих
Передать секретное сообщение можно по-разному. Некоторые пользуются невидимыми чернилами и шпионскими приспособления; другие прибегают к шифрам, пряча слова за тайными знаками. Поэту же или любому человеку, знакомому с принципами стихосложения, доступен ещё один оригинальный способ. Можно скрыть послание у всех на виду – в стихотворении – с помощью такого приёма, как акростих и мезостих.
Акростих (от греческих слов «akros» – «находящийся с краю», «stichos» – «строка, ряд») – это способ организации стихотворной речи, при котором из некоторых (чаще всего первых) букв, взятых из каждой строки, можно сложить осмысленный текст, какое-либо слово, словосочетание или фразу. Мезостих (иногда в литературе используется «месостих») – одна из его разновидностей. Этот термин происходит от греческих слов «mesos» – «средний, промежуточный» и «stichos». Как следует из названия, зашифрованное слово или выражение в мезостихе образуется из букв, расположенных внутри стихотворной строки. Оба этих приёма относятся к жанру визуальной поэзии, т. е. такой, в которой внешний вид произведения играет важную роль и несёт смысловую нагрузку.
Считается, что акростихи изобрёл античный драматург Эпихарм между VI – V вв. до нашей эры. В эту эпоху такие произведения использовались, чтобы увековечить имя поэта или того, кому они предназначались. Также этим приёмом пользовались при создании религиозных текстов, помещая в них какие-либо ритуальные формулы или имена божеств. Именно благодаря этой традиции эта литературная форма проникла на Русь.
Создание первых русских мезостихов относится к XVIII в. В 1742 году вышел сборник стихотворений М. Г. Собакина, в котором содержалось посвящение императрице Анне Иоанновне:
Выслушай мой вопРОС, СИЯюща в свете:
Кто тя толь украсил, яко розу в лете?
Воистину скажешь, что мудрый владетель,
Глава увенчАННА, чему всяк свидетель.Как видим, здесь спрятаны слова «Россия» и «Анна».
Особую популярность мезостих приобрёл ближе к концу XIX – началу XX вв. в связи с литературными экспериментами поэтов Серебряного века. К этому приёму прибегали такие поэты-новаторы, как Н. С. Гумилёв, В. Я. Брюсов, И. Северянин. Ниже произведение В. Я. Брюсова, которое прекрасно иллюстрирует применение мезостиха:
ВлекисуровуюмечтУ,
дАйутомленнойреЧи,
ваДимъиэтудальИту,
дарИнастаромъВече
себеМгновениЕогня,
дайсмУтестеНыволи.
тыискуШениЕкремня:
затмениЕоШибкудня-
троньискРоюдоболи!«Запоздалый ответ».
Это стихотворение является также примером особой причудливой формы мезостиха – стиха-лабиринта. В таком произведении спрятанный текст образует какую-либо фигуру или линию. Много подобных стихотворений мы можем встретить в творчестве современных авторов. Вот некоторые из них:
Борис и Глеб,Крещение судеБ…
ОгОнь за око,Ад огня за ОкО!
РаскРою фолиаНты из поРтьеР –
И за мИнуты пРогоралИ срокИ.
Сегодня,СолнцЕ,опиСуя выпаС,
Преобрази ПоэТа Путь в этаП!
Астральная кАСАется ль пятА –
Сияю,выдох,вСАСываясь,выроС!
Таким успеТь,ПоиТ пора аорТ,
Еще оперЕжая СердцЕм сердцЕ!
РаствоР поэзиИ душе РаствоР –
Ниц Навзничь,Радугою уНисоН!
А Август веерОм от самовАрА,
Когда ваяю неБо без помароК.«БОРИС ПАСТЕРНАК. Акросонет пятикратный», В. Загорянский.
Алеет Закат. КрасоТою пленён:
Колор, ОтблеСк, линИи, тени.
Рисую С сомнЕнием Вечное тленье:
ОткрыТо ли зНанье Античных времён?СравнИтся лИ с жизНью моё рисованье?
Такие ШтрихИ ль? А гАрмония есть?
ИспачКаны хОлст в Чём попало и честь.
ХандрА. На риСунке – Убожество. Дрянь я.ИспраВить нЕльзя Дурака – и опять
Творю: Очень Надо. ЗАкатов штук пять
РазмеТил и сНова иСтратил.Играю Всё… КсЕния, мОжешь, прости,
Мне с дЕтскоЙ любоВью сплести мезостих,
(ЕстесТвеннО, не о зАкате)?«Алеет закат. Красотою пленён…», И. Чудасов.
Зашифрованный текст: «Акростих и три мезостишка в ответ Ксении Осенней от Ивана Чудасова».
Мезостихи – очень необычное явление в поэзии. Они могут служить литературным упражнением, загадкой. Такие произведения позволяют зафиксировать имя их создателя или адресата, в них можно спрятать важное послание. Как видим, этот приём может успешно используется в разных целях на протяжении целых столетий.