Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Василий Жуковский

«Мотылёк и цветы» В. Жуковский

Поляны мирной украшение,
Благоуханные цветы,
Минутное изображение
Земной, минутной красоты;
Вы равнодушно расцветаете,
Глядяся в воды ручейка,
И равнодушно упрекаете
В непостоянстве мотылька.

Во дни весны с востока ясного,
Младой денницей пробужден,
В пределы бытия прекрасного
От высоты спустился он.
Исполненный воспоминанием
Небесной, чистой красоты,
Он вашим радостным сиянием
Пленился, милые цветы.

Он мнил, что вы с ним однородные
Переселенцы с вышины,
Что вам, как и ему, свободные
И крылья и душа даны;
Но вы к земле, цветы, прикованы;
Вам на земле и умереть;
Глаза лишь вами очарованы,
А сердца вам не разогреть.

Не рождены вы для внимания;
Вам непонятен чувства глас;
Стремишься к вам без упования;
Без горя забываешь вас.
Пускай же к вам, резвясь, ласкается,
Как вы, минутный ветерок;
Иною прелестью пленяется
Бессмертья вестник – мотылек…

Но есть меж вами два избранные,
Два ненадменные цветка:
Их имена, им сердцем данные,
К ним привлекают мотылька.
Они без пышного сияния;
Едва приметны красотой:
Один есть цвет воспоминания,
Сердечной думы цвет другой.

О милое воспоминание
О том, чего уж в мире нет!
О дума сердца – упование
На лучший, неизменный свет!
Блажен, кто вас среди губящего
Волненья жизни сохранил
И с вами низость настоящего
И пренебрег и позабыл.

первая половина 1824 г.

Анализ стихотворения Жуковского «Мотылек и цветы»

В рамках обширной цветочной тематики, созданной русской поэтической традицией, Жуковским разработана оригинальная идейная концепция, которая позволила не затеряться в безбрежном море романтических роз, лилий и других даров Флоры. Поэт, способный передать внешнюю красоту растительного мира, увлечен богатством символической трактовки природных образов. Последняя неизмеримо шире, чем хрестоматийная ассоциация с миром прекрасного или женской прелестью: цветок связан с воспоминаниями, воскрешающими дорогое прошлое, он является атрибутом одухотворенных горних сфер.

Одновременно развивается драматический мотив мимолетности существования. Жалкий вид увядшего питомца полей побуждает печального героя к безотрадным размышлениям о жизненных путях, предопределенных человеку. Для характеристики красоты цветка автор применяет эпитет «минутная», который трижды упоминается в анализируемом тексте, созданном в 1824 г.

Образная структура «Мотылька и цветов» базируется на антитезе вечного и преходящего. Первый из компонентов символизирует мотылек, второй – полевые цветы. «Благоуханные» растения прекрасны, они украшают землю, озаряя ее «радостным сиянием». Однако свет, привлекший насекомое, оказывается обманчивым. Он не имеет отношения к вечной небесной гармонии, вестником которой выступает легкий и свободный мотылек.

Цветы служат выражением несовершенной земной красоты, поэтому жизнь их коротка, а сами они «прикованы» к земле, равнодушны и глухи к голосу искренних чувств. Стремясь продемонстрировать ограниченность кругозора земных созданий, автор наделяет персонифицированный образ растений чертами конфликтной личности: цветы сварливо упрекают мотылька, истинного «переселенца с вышины», в непостоянстве. Внешнее великолепие не в состоянии обмануть лирического героя, видящего в нем лишь усладу глаз, но не души.

В двух заключительных строфах основная антитеза дополняется новыми оттенками смысла. Среди однообразной, высокомерной и недалекой массы выделяются два «избранных» персонажа. Они не блещут внешней привлекательностью, но богаты внутренним содержанием: первый связан с воспоминанием, второй – с «сердечной думой», заветной мечтой.

Философская формула счастья и душевного спокойствия, заявленная в концовке, декларирует ценность прошлого и будущего. Первое способно погрузить в мир утраченного, второе ассоциируется со светлыми надеждами. Обе категории противостоят ничтожному, низкому настоящему, его губительной суете.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворенийДлинные стихи


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах