«Над Невой» Д. Самойлов
У зим бывают имена.
Одна из них звалась Наталья.
И было в ней мерцанье, тайна,
И холод, и голубизна.Еленою звалась зима,
И Марфою, и Катериной.
И я порою зимней, длинной
Влюблялся и сходил с ума.И были дни, и падал снег,
Как теплый пух зимы туманной.
А эту зиму звали Анной,
Она была прекрасней всех.
1961 г.
Анализ стихотворения
Стихотворение «Над Невой» Давид Самойлов написал в 1961 году. Оно посвящено Санкт-Петербургу, хотя в произведении название города не упоминается ни разу. И все же читатель сразу узнает Северную столицу по тому описанию, которое дает ему автор.
Произведения Давида Самойлова отличает легкость, мелодичность, возвышенность. В этом плане советский поэт близок к поэтам Серебряного века. Его лирику можно назвать нетипичной для советского времени.
Стихотворение «Над Невой» состоит из 3-х строф. Стихотворная стопа – ямб. Произведение относится к направлению неоакмеизм. В стихотворных строках не найти главного смысла, идейного центра. Стиль высокопарный, пафосный, лексически сложный, с богатым использованием образов.
Самойлов словно бы прогуливается по городу, позволяя читателю полюбоваться архитектурными красотами авторскими глазами. Городские пейзажи предстают в стихотворении как панорамная фотография. Автор обильно использует эпитеты и метафоры для описания Санкт-Петербурга, его повествование представляет собой сплошное перечисление характерных объектов: арок, скульптурных львов и лошадей, дворцов, серых гранитных стен над речной водой.
Давид Самойлов восхищается величавой и монументальной архитектурой Северной столицы. Перед глазами поэта предстает советский Ленинград, не потерявший изящества и великолепия имперского Санкт-Петербурга. Вероятно, автор не указывает в стихотворении название города именно потому, что история изменчива, она дает новые имена и символы, а вот архитектурная красота переживает столетия.
Самойлов описывает Санкт-Петербург не ностальгически, без тоски по прошедшим временам, но с любовью, с подчеркиванием туристической привлекательности города. Поэт так дотошно иллюстрирует элементы градостроительства, что перед глазами читателя сразу предстают атмосферные картинки улиц, мостов и каналов. При этом автор подчеркивает, насколько город над Невой гармонично вливается в природное окружение.
По стихотворным строкам видно, насколько Санкт-Петербург близок и дорог поэту. Лирические ноты перекликаются с патриотическими. Самойлов любуется просторными проспектами и архитектурными памятниками, восхищается богатым культурным наследием, одновременно напоминая о славном историческом прошлом города на Неве. Для поэта Санкт-Петербург – город, живущий одновременно в прошлом и настоящем, где история перекликается с современностью.
Автор: Давид Самойлов