Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Назначь мне свиданье на этом свете…» М. Петровых

* * *

Назначь мне свиданье на этом свете.
Назначь мне свиданье в двадцатом столетье.
Мне трудно дышать без твоей любви.
Вспомни меня, оглянись, позови!
Назначь мне свиданье в том городе южном,
Где ветры гоняли по взгорьям окружным,
Где море пленяло волной семицветной,
Где сердце не знало любви безответной.
Ты вспомни о первом свидании тайном,
Когда мы бродили вдвоем по окраинам,
Меж домиков тесных, по улочкам узким,
Где нам отвечали с акцентом нерусским.
Пейзажи и впрямь были бедны и жалки,
Но вспомни, что даже на мусорной свалке
Жестянки и склянки сверканьем алмазным,
Казалось, мечтали о чем-то прекрасном.
Тропинка все выше кружила над бездной…
Ты помнишь ли тот поцелуй поднебесный?..
Числа я не знаю, но с этого дня
Ты светом и воздухом стал для меня.
Пусть годы умчатся в круженье обратном
И встретимся мы в переулке Гранатном…
Назначь мне свиданье у нас на земле,
В твоем потаенном сердечном тепле.
Друг другу навстречу по-прежнему выйдем,
Пока еще слышим,
Пока еще видим,
Пока еще дышим,
И я сквозь рыданья
Тебя заклинаю: назначь мне свиданье!
Назначь мне свиданье, хотя б на мгновенье,
На площади людной, под бурей осенней,
Мне трудно дышать, я молю о спасенье…
Хотя бы в последний мой смертный час
Назначь мне свиданье у синих глаз.

Анализ стиха Марии Петровых «Назначь мне свиданье…»

Стихотворение относится к жанру интимной лирики. И этот жанр определяет тональность читательского восприятия: автор словно позволяет читателю взглянуть на страницы личного дневника. Даже А. Ахматова признавала, что это произведение является «лучшим образцом лирики» послевоенного времени. Очевидно, что адресат произведения Марии Сергеевны – любимый человек. Считается, что это писатель А. А. Фадеев.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • анафору – «Назначь мне свиданье на … свете. Назначь мне свиданье в … столетье», «пока еще слышим, пока еще видим, пока еще дышим», акцентирующую внимание на ключевых словах;
  • риторические восклицания – «… позови!», «назначь мне свиданье!» – отражают экспрессию лирической героини;
  • ряд однородных членов предложения – «вспомни, оглянись, позови» – глаголы в повелительном наклонении, которые подчеркивают желательность действий, побуждение к ним;
  • инверсию – «в городе южном», «встретимся мы», «на площади людной», «под бурей осенней», которая придает особый смысл последнему слову каждого словосочетания;
  • эпитеты – «семицветная волна», «безответная любовь», «алмазное сверкание», «поднебесный поцелуй», «потаенное сердечное тепло», «обратное (то есть ведущее к старости, угасанию) круженье» – как средство выделения характерных свойств явлений, человеческих чувств;
  • олицетворения – «сердце не знало», «годы умчатся», «море пленяло», «ветры гоняли», «жестянки и склянки мечтали», придающие речи силу и образность;
  • эмоционально-оценочную лексику – «тропинка», так автор подчеркивает небольшой по ширине размер тропы и опасность горного пути;
  • метафоры – «мечтали сверканьем», «пленяло волной», «свиданье у глаз» – то есть личное свидание, встречу с глазу на глаз;
  • синтаксический параллелизм – «где ветры гоняли… , где море пленяло… , где сердце не знало …» – яркий, привлекающий внимание читателя прием, украшающий речь;
  • риторический вопрос – «Ты помнишь поцелуй… ?»;
  • умолчание – «встретимся мы в переулке…».

По прочтении становится очевидной виртуозная работа автора со словом – например, определение «поднебесный» включает несколько смыслов. Первый: влюбленные поцеловались, уединившись высоко в горах; второй – поцелуй вознес их на немыслимую высоту чувства, слово приподнял над землей. Стихотворение потрясает искренностью лирических переживаний, оно рассказывает о любви, прошедшей испытание временем. На склоне лет лирическая героиня умоляет о встрече любимого, с которым ее так и не свела жизнь.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах