«Ночь (Ищу я в этом мире сочетанья…)» И. Бунин
Ищу я в этом мире сочетанья
Прекрасного и вечного. Вдали
Я вижу ночь: пески среди молчанья
И звездный час над сумраком земли.Как письмена, мерцают в тверди синей
Плеяды, Вега, Марс и Орион.
Люблю я их теченье над пустыней
И тайный смысл их царственных имен!Как ныне я, мирьяды глаз следили
Их древний путь. И в глубине веков
Все, для кого они во тьме светили,
Исчезли в ней, как след среди песков:Их было много, нежных и любивших,
И девушек, и юношей, и жен,
Ночей и звезд, прозрачно-серебривших
Евфрат и Нил, Мемфис и Вавилон!Вот снова ночь. Над бледной сталью Понта
Юпитер озаряет небеса,
И в зеркале воды, до горизонта,
Столпом стеклянным светит полоса.Прибрежья, где бродили тавро-скифы,
Уже не те, – лишь море в летний штиль
Все так же сыплет ласково на рифы
Лазурно-фосфорическую пыль.Но есть одно, что вечной красотою
Связует нас с отжившими. Была
Такая ж ночь – и к тихому прибою…
Со мной на берег девушка пришла.И не забыть мне этой ночи звездной,
Когда печь мир любил и для одной!
Пусть я живу мечтою бесполезной,
Туманной и обманчивой мечтой, –Ищу я в этом мире сочетанья
Прекрасного и тайного, как сон.
Люблю ее за счастие слиянья
В одной любви с любовью всех времен!
1901 г.
Анализ стихотворения Бунина «Ночь»
Стихотворение «Ночь», написанное в 1901 году, – великолепный образец философской лирики Бунина. В нем Иван Алексеевич рассуждает о бесконечности бытия и человеческой смертности. Размышления рождаются на фоне ночного пейзажа – удивительного, загадочного, завораживающего. И это отсылает читателей к лучшим образцам лирики Тютчева. Именно его считают главным в русской поэзии певцом ночи, умевшим тонко чувствовать ее. Бунин, хоть и писал в основном в двадцатом столетии, всегда оставался ближе к веку девятнадцатому. Ивана Алексеевича мало волновали модернистские направления. Им он предпочитал классические традиции.
Лирический герой «Ночи» – человек, ощущающий свою индивидуальность, но в то же время понимающий принадлежность к течению мировой истории и макрокосмосу. Сочетание прекрасного и вечного для него заключается в звездах, планетах. Бунин упоминает Орион и Плеяды, Марс, Венеру и Юпитер. Их путь начинается во тьме веков. Сменялись многие поколения людей, небесные тела оставались. Множеству «и девушек, и юношей, и жен» освещали они дорогу. Иван Алексеевич обращается к давно прекратившим существование цивилизациям. В тексте встречаются «Евфрат и Нил, Мемфис и Вавилон», Понт. Получается, в стихотворении нашлось место ключевым для европейской культуры древним цивилизациям – Египту, Греции, Месопотамии. Кроме того, упоминаются тавро-скифы – племя, когда-то обитавшее на территории нынешнего полуострова Крым. Бунин стремился понять, что остается от людей, их деяний, мыслей, чувств по прошествии тысячелетий. В некоторой степени этим объясняются его путешествия в страны, где сохранилось дыхание истории, на землях которых создавались величайшие памятники искусства. В частности, речь идет о посещении Сирии, Палестины, Египта в апреле-мае 1907 года.
Лирический герой ищет смысл бытия. Он обращает взор в ночное небо, видевшее взлеты и падения легендарных государств и народов. Во второй части стихотворения план сменяется. Перед читателями предстает переход от общечеловеческого к интимному. Ради чего люди появляются на земле? Зачем проживают короткие по меркам вечности жизни? Ответ оказывается простым – главным образом, чтобы любить. Любовь связывает давно умерших людей с теми, кто еще жив. Лирический герой вспоминает дорогую его сердцу девушку. Чувства к ней он характеризует следующим образом:
Люблю ее за счастие слиянья
В одной любви с любовью всех времен!
Любовь вечна, как вечна природа, что отражено и в более позднем стихотворении Бунина «Надпись на чаше» (1903):
Вечно лишь море, безбрежное море и небо,
Вечно лишь солнце, земля и её красота,
Вечно лишь то, что связует незримою связью
Душу и сердце живых с темной душою могил.
Для «Ночи» Иван Алексеевич избрал шестистопный ямб, который также называется русским александрийским стихом. Этот размер, нечасто встречающийся в лирике двадцатого века, придает поэтическому высказыванию торжественность, возвышенность. Усиливается эффект при помощи лексики. Обратите внимание на то, какие слова употребляет Бунин, – «письмена», «твердь», «мирьяды» и так далее. Неслучайна здесь и кольцевая композиция. Она символизирует бесконечность жизни природы, космоса, включенность в это вечное движение человека.
К сожалению, лирика Ивана Алексеевича до сих пор остается в России несколько недооцененной. Ей катастрофически мало уделяют внимания как в школьной, так и в вузовской программе. При этом по глубине, философской наполненности, точности в выражении мыслей и чувств она ничуть не уступает лучшим образцам классической русской поэзии.
Автор: Иван Бунин