«Ночь. Не слышно городского шума…» А. Фет
* * * Ночь. Не слышно городского шума.
В небесах звезда – и от нее,
Будто искра, заронилась дума
Тайно в сердце грустное мое.И светла, прозрачна дума эта,
Будто милых взоров меткий взгляд;
Глубь души полна родного света,
И давнишней гостье опыт рад.Тихо всё, покойно, как и прежде;
Но рукой незримой снят покров
Темной грусти. Вере и надежде
Грудь раскрыла, может быть, любовь?Что ж такое? Близкая утрата?
Или радость? – Нет, не объяснишь, –
Но оно так пламенно, так свято,
Что за жизнь творца благодаришь.
1843 г.
Анализ стихотворения Фета «Ночь. Не слышно городского шума…»
Множество стихотворений посвятил Фет природе, которую он считал источником божественной красоты. Ее созерцание преподносится как высшее состояние души лирического героя, когда жизнь обретает смысл. В пейзажной лирике Афанасия Афанасиевича природа будто наделяется человеческими эмоциями и чувствами. Она словно оживает, что чаще всего показано через олицетворения. Фет воспринимает природу как часть «я», пытаясь убрать грань между внешним и внутренним.
Нередко в произведениях поэта фигурирует ночной пейзаж. По мнению Афанасия Афанасиевича, когда остается позади дневная суета, когда на землю опускается темнота, когда приглушаются все звуки, человеку легче всего слиться с природой, почувствовать ее красоту и мощь. Тютчев, в лирике которого также часто фигурируют ночные пейзажи, в ночи видел первозданный хаос, пугающий и завораживающий одновременно. У Фета другой подход. В его стихотворениях, напротив, ночью царит гармония. Важная роль отдается образам луны и звезд, олицетворяющим свет, хоть и не слишком яркий, а не тьмы и ветра. Ночные часы для поэта – период прозрения, постижения тайн мироздания.
Темному времени суток посвящено и пейзажное стихотворение «Ночь. Не слышно городского шума…». Лирический герой обращает внимание на звезду в небесах, которая зарождает в его грустном сердце светлую думу. Интонации повествования меняются по ходу развития сюжета – от спокойных до взволнованных и вновь к спокойным. Герой до конца не может определиться с возникшими ощущениями, пытаясь понять свое душевное состояние. Поэтому ближе к финалу произведения возникает целый ряд риторических вопросов. Дума, появившаяся благодаря звезде, помогает герою избавиться от грусти, вновь поверить во что-то, вернуть надежду. Он не понимает, как это произошло, и в последних строках стихотворения отказывается дальше искать объяснений. Ему удается обрести гармонию с самим собой и с окружающим миром, что оказалось возможным только ночью, вдали от дневного шума городов. Читатель словно наблюдает за перерождением, за тем, как человек заново обретает себя, находит смысл дальнейшего существования. Герой смиряется с нереальностью постижения всех бытийных тайн. В последних строках он благодарит Господа, названного Творцом, за радость жизни – за природу, красоту, любовь, обретая счастье в единение с природой, в ночном покое.