Как писать стихи

«Осенней позднею порою…» Ф. Тютчев


«Осенней позднею порою…» Фёдор Тютчев

Осенней позднею порою
Люблю я царскосельский сад,
Когда он тихой полумглою
Как бы дремотою объят —
И белокрылые виденья
На тусклом озера стекле
В какой-то неге онеменья
Коснеют в этой полумгле…

И на порфирные ступени
Екатерининских дворцов
Ложатся сумрачные тени
Октябрьских ранних вечеров —
И сад темнеет, как дуброва,
И при звездах из тьмы ночной,
Как отблеск славного былого,
Выходит купол золотой…

Анализ стихотворения Тютчева «Осенней позднею порою…»

Царскосельский пейзаж, составивший одну из живописных страниц русской лирики, нашел отображение в наследии Тютчева. Дремотная тишина, спокойная поверхность пруда, по которой скользят лебеди, — герой-наблюдатель «Тихо в озере струится…» зачарован отражением от водной глади.

Аналогичная система образов воссоздана в стихотворении, появившемся в середине осени 1858 г. Его зачин открывается решительным и однозначным заявлением лирического «я», традиционным для поэтики Тютчева. В первом двустишии содержатся конкретные ориентиры, точно определяющие особенности художественного пространства и времени: субъекту речи доставляет искреннее удовольствие неторопливая прогулка по аллеям Царского Села.

Пейзаж, возникающий в первой строфе, подчеркнуто статичен. Кульминацией мотива неподвижности служит образ водоплавающих птиц, будто застывших на озерной глади, метафорически уподобленной стеклу. Автор не употребляет лексему «лебеди», заменяя ее перифразой «белокрылые виденья». Застывшие фигуры грациозных обитателей парка являются закономерным завершением общей картины, доминантами которой выступают тусклый сумрачный свет, безмолвие, затишье. Белоснежный цвет оперения ассоциируется с образами знаменитых мраморных изваяний, изображенных в пушкинских строках.

Во втором восьмистишии герой фиксирует изменения, вторгающиеся в неподвижную зарисовку. Его внимание привлекает естественная световая трансформация: возникают длинные тени, медленно подступает темнота. И в этом фрагменте автор стремится к точности, включая в художественное пространство текста знаковые архитектурные детали — богато декорированные постройки екатерининской эпохи. Присутствует указание на временной период: пасмурный октябрьский день быстро гаснет, уступая место густым сумеркам.

Произведение завершается ночным пейзажем: в темноте рукотворный ухоженный парк кажется густым лесом. Позолоченный фрагмент дворцового купола блестит в свете звезд. Для характеристики яркого пятна применяется личная форма глагола «выходить», при помощи которой деталь олицетворяется, сближаясь с образом ночного светила.

Сравнение со славной прошлого, возникающее в концовке, расширяет тематику стихотворения. За умиротворяющим пейзажем, символизирующим осень жизни, скрывается глубокая историческая перспектива.

Метки:


Загрузка...
Анализы стихотворений:
Анненский; Апухтин; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах