Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Евгений Баратынский

«Пироскаф» Е. Баратынский

Дикою, грозною ласкою полны,
Бьют в наш корабль средиземные волны.
Вот над кормою стал капитан.
Визгнул свисток его. Братствуя с паром,
Ветру наш парус раздался недаром:
Пенясь, глубоко вздохнул океан!

Мчштся. Колеса могучей машины
Роют волнистое лоно пучины.
Парус надулся. Берег исчез.
Наедине мы с морскими волнами,
Только что чайка вьется за нами
Белая, рея меж вод и небес.

Только вдали, океана жилица,
Чайке подобна, вод его птица,
Парус развив, как большое крыло,
С бурной стихией в томительном споре,
Лодка рыбачья качается в море, –
С брегом набрежное скрылось, ушло!

Много земель я оставил за мною;
Вынес я много смятенной душою
Радостей ложных, истинных зол;
Много мятежных решил я вопросов.
Прежде чем руки марсельских матросов
Подняли якорь, надежды символ!

С детства влекла меня сердца тренога
В область свободную влажного бога:
Жадные длани я к ней простирал,
Темную страсть мою днесь награждая,
Кротко щадит меня немочь морская:
Пеною здравья брызжет мне вал!

Нужды нет, близко ль, далеко ль до брега!
В сердце к нему приготовлена нега.
Вижу Фетиду; мне жребий благой
Емлет она из лазоревой урны:
Завтра увижу я башни Ливурны,
Завтра увижу Элизий земной!

1844 г., Средиземное море.

Анализ стихотворения Баратынского «Пироскаф»

Совершая длительное европейское путешествие, весной 1844 г. семья Баратынских прибыла в Италию морским путем. Трехдневное плавание прошло удачно, оставив в душе поэта восторженные впечатления. На борту марсельского корабля родилось яркое стихотворение «Пироскаф», один из последних стихотворных текстов Баратынского.

Композиция произведения состоит из двух частей. Основная тема трех первых строф – морское путешествие. Вторая половина текста посвящена чувствам лирического «я», а также итогам его философских раздумий.

Океан, парус, чайка, рыбацкая лодка, капитан, пароход, для именования которого избирается ныне устаревший синоним «пироскаф», – образное наполнение стихотворной марины кажется традиционным. Однако внимательный структурный анализ приносит интересные результаты. Первым перед читателем предстает образ океана. Для его характеристики поэт использует фразу, основанную на оксюмороне: «ласка» волн наделяется определениями «дикая», «грозная». Бескрайняя стихия мощна и потенциально опасна, но сейчас вполне дружелюбна к людям.

В стихотворении отразился мотив соревнования, попыток дерзкого соперничества человека с природными силами. Характерно, что в борьбу вступают вещи и устройства, порожденные техническим прогрессом: «волнистое лоно» взрывают колеса быстрого парохода, парус ведет «томительный спор» с океаном. Показательны и особенности расстановки образов, когда капитан высится «над кормою», а океан «глубоко» вздыхает внизу.

Детали, возникающие в морских зарисовках, связаны между собой. Их оригинальная перекличка организована при помощи лексических и иносказательных средств, сопоставленных с редкой тщательностью и высоким талантом, возможно опередившим свое время. Парус, надутый ветром, предваряет появление чайки, которая «вьется» и белеет над головами. Значение деепричастия «рея» дополняется смыслом его омоформы-существительного, обозначающего часть мачты корабля. В следующей строфе возникает сравнение паруса с «большим крылом», явно отсылающее к образу морской птицы.

Пейзажный фрагмент завершается выводом лирического субъекта: «набрежное скрылось». Оказавшись в принципиально ином художественном пространстве, герой освобождается от груза прошлого, тяготившего «смятенную душу». Вдохновленный, радостный, полный энергии, он открыт будущему и предвкушает долгожданную встречу с итальянской землей, которая кажется земным воплощением рая.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворенийДлинные стихи


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах