Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Подарок» Е. Благинина

Пришла ко мне подружка,
И мы играли с ней.
И вот одна игрушка
Вдруг приглянулась ей:

Лягушка заводная,
Весёлая, смешная.

Мне скучно без игрушки –
Любимая была!
Но всё же я подружке
Игрушку отдала.

Анализ стиха Е. А. Благининой «Подарок»

В стихотворении «Подарок» Елена Александровна Благинина, как всегда, на простом примере и в доступной форме преподносит малышам важный жизненный урок, формирует у ребят высокие нравственные представления. Произведение имеет сильный гуманистический посыл, учит любить людей, а значит, любить свою семью, дом в самом широком смысле и Родину.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом – «подружка», позволяющее описать теплое субъективное отношение;
  • инверсию – «пришла подружка», «любимая была», дающую возможность выстроить метрику стиха;
  • парцелляцию – «…играли с ней. И вот … игрушка … приглянулась…» – членение связной мысли как особенность прерывистой и экспрессивной детской речи;
  • ряд однородных членов предложения – «заводная, весёлая, смешная» – позволяет точно описать любимую игрушку, объяснить маленькому читателю, почему с ней так трудно расстаться;
  • эллипсис – «скучно без игрушки – (потому что) любимая была» – как примета разговорной речи;
  • риторическое восклицание – «… любимая была!» – иллюстрирует высоту эмоций, внутреннюю борьбу ребенка с самим собой, столкновение мелкого чувства собственности и желания порадовать другого человека, работу над собой, пусть и неосознаваемую;
  • антитезу – «любимая была – но отдала», сопоставляющую контрастные чувства, борющиеся в душе девочки;
  • аллитерацию – «пришла подружка», «подружке игрушку», слова близкого звучания создают необходимые акценты, делают стихотворение музыкальным и ярким.

Примечательно, что в контексте речи уместны оба значения слова «заводная» в применении к лягушке: она приводится в действие заводом и увлекательная, побуждающая к игре, веселому озорству одновременно.

В рамках миниатюрного произведения автор описывает внутреннюю работу малышки над собой, пусть и неосознаваемую. Она преодолевает жадность (это подчеркивается малозаметным оборотом «все же»), что делает подарок ценным для обеих девочек.

Стихотворение останется актуальным всегда, так как пропагандирует вечные ценности, учит думать, сопереживать, дружить и даже жертвовать (на детском уровне) значимыми вещами, воспитывает доброжелательность и душевную щедрость, соборность как неотъемлемую часть русской ментальности, а значит, делает даже маленького человека сильнее духовно.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах