Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Поэтический бэкграунд » География поэзии

Поэты Челябинской области

«Не город, а большой завод. Во все стороны трубы, трубы, трубы… И столько дыма, что, кажется, не тучи, а дым висит над городом. И падает из него грязный снег…». Таким мрачным и неприветливым предстает перед читателем Челябинск в книге И. Золотусского «Пока мы вместе». Так уж получилось, что ласковых и теплых образов для столицы Южного Урала в российской литературе не нашлось. Между тем, с Челябинской областью тесно связаны судьбы многих талантливых людей: писателей, учёных, художников, поэтов. Среди последних наиболее известны:

Яков Терентьевич Во́хменцев

(1913–1979)

Яков Вохменцев Советский поэт, журналист, военкор, перу которого принадлежит более 10 стихотворных сборников. Я. Т. Вохменцев работал в разных жанрах: лирическое стихотворение, басня, стихотворный фельетон. Произведения поэта публиковались в «Литературной газете», «Комсомольской правде», журналах «Огонек», «Москва», «Урал», «Уральский следопыт», «Наш современник», «Октябрь».

Родился в деревне Вохменка (Вахминская) Челябинского уезда (ныне территория Курганской области) в крестьянской семье. Детям с малолетства прививалась любовь к литературе. В 17 лет будущий поэт ушел странствовать. За 2 года исходил весь Урал, побывал на Кавказе, в Поволжье и в Центральной России. Свои впечатления от увиденного излагал в стихах. Работал землекопом в геологоразведке, слесарем на кирпичном заводе, вздымщиком в леспромхозе. Вернувшись на Урал, был литсотрудником в челябинских газетах «Наш трактор» и «Челябинский рабочий», потом литературным консультантом Челябинской писательской организации. В 1933 г. в январском номере журнала «За Магнитострой литературы» опубликовал свое стихотворение «Две песни». Поступил в Магнитогорский горный институт, но через год забросил учебу.

В сентябре 1937 г. был призван в Красную Армию. Проучившись около года в Свердловской школе санинструкторов, отправился на службу в Монгольскую Народную Республику. Работал в редакции дивизионной газеты. Тогда же поступил на заочное отделение Литературного института имени А. М. Горького. Принимал участие в боях с японскими милитаристами на Халхин-Голе и в советско-финляндской войне. Демобилизовался в 1940 г., а летом 1941 г. вновь оказался на передовой. Воевал на Волховском фронте, получил ранение. По возвращении из госпиталя в марте 1944 г, стал сотрудником дивизионной газеты.

После войны продолжил сотрудничество с газетой «Челябинский рабочий», руководил литературным объединением. В 1950 г. выпустил первую книгу. С 1958 г. член Союза писателей СССР. В 1965 г. возглавил Курганскую областную писательскую организацию и руководил ей на протяжении 10 лет. Скончался от инфаркта в больнице г. Курган в июле 1979 г. Похоронен на кладбище д. Острова Юргамышского района.

«Река Мста»
Яков Вохменцев

Казнимый страшным лихолетьем
Я, отстоявший Халхин-Гол,
Из-за Урала в сорок третьем
Сюда, в былинный край, пришел.

Я рвался в пекло боевое
И в сердце жажду мести нес.
Но, как в насмешку, вместо боя
Меня послали на покос.

Кто знает, чем смогли мгновенно
Угомонить фронтовика
Луг в мягких травах до колена
И деревенская река…

Каким-то тихим обаяньем
Ты покорила душу, мста.
Тебя ильменские славяне
Так окрестили неспроста.

Кому здесь наши предки мстили
Во глубине забытых лет?
Коль мстили, значит, были в силе.
А мы? У нас что, мочи нет?

И роль пассивного солдата
Кощунством показалась мне:
Ведь было у меня два брата –
Погибли оба на войне.

Про оккупантов так скажу я:
Людьми их трудно называть.
Как можно лезть в страну чужую
И беспричинно убивать?

Кто в мире мог пойти на это –
Коварный зверь иль подлый змей?
Нет, лишь один фашизм отпетый
С моралью дьявольской своей.

…Зимой пошли мы в наступленье,
Не засветив ракетных звезд.
Днем штурмовали Заильменье,
Не пригибаясь – в полный рост.

Фашисты дрогнули недаром –
Мы сшибли с них былую спесь.
Пускай решающим ударам
Пришлось греметь совсем не здесь.

Я автомат имел, не пушку,
Мое ружье длиной с аршин.
Но если враг попал на мушку –
Он не вояка за Берлин…

Война давно отгрохотала,
А мне все мнятся те места:
Моя душа к тебе припала
Река далеких предков – Мста.

«Победа мне была необходима»
Яков Вохменцев

Хотя сто раз я видел смерть без грима
И падал сам, войною сбитый с ног,
Победа мне была необходима –
Я без нее на свете жить не мог.

В пустых полях или в лесных завалах,
Где непрерывно нас опасность ждет, –
Терял своих соратников усталых,
Все ж бил врага и двигался вперед.

Пусть каждый бой упорен был и жарок –
Враг, люто огрызаясь, отступал.
Хотя оружьем всех новейших марок
Его снабжал берлинский арсенал.

И пусть историк, не смутясь, напишет,
Что наша вера – крепкая броня.
Я твердо знал, чем гитлеровец дышит,
Ему же вечно врали про меня.

Он думал, я невежда, полный лени…
Он верил, что велит ему судьба
Мою страну поставить на колени,
Сломить меня и превратить в раба.

Да оккупанты вряд ли понимали,
Как мы свободой нашей дорожим:
Своих господ в семнадцатом прогнали
Не для того ведь, чтоб служить чужим.

Лидия Александровна Преображенская

(1908–1990)

Лидия Преображенская Детская поэтесса, прозаик, руководитель литературного объединения «Алые паруса» при челябинском Доме пионеров и школьников. Член Союза писателей СССР с 1957 г.

Лидия Преображенская (урожд. Мехоношина) родилась и до 15 лет жила в Кунгуре (Пермская область). В 1923 г. отец продал дом и увез семью в Семипалатинск. Здесь будущая поэтесса поступила в педагогический техникум, принимала участие в студенческих спектаклях, посещала литературный кружок при редакции местной газеты. Получив диплом, девушка работала учителем начальных классов. Для своих учеников она писала стихи, пьесы и сказки. Вскоре Лидия Александровна вышла замуж. Маленькой дочери она пела песенки собственного сочинения.

В середине 30-х годов семья перебралась в Новосибирск. После первой публикации в газете «Прииртышская правда» Преображенская стала постоянным автором местных изданий. В 1938 г. поэтесса вернулась на Урал, в Челябинск. Работала в составе редколлегии детской газеты «Ленинские искры», писала стихи и рассказы, была художником и фотографом.

Во время Великой Отечественной войны Лилия Александровна заведовала центральной детской библиотекой. В 1941 г. выпустила первую книжку-малышку «Коля на ёлке». Спустя год вышли «Мама-герой», «Богатырь Мороз Иванович», «Сказка о плюшевом медвежонке». Все свои сборники, напечатанные на обрезках газетной бумаги, поэтесса оформила сама.

После войны Преображенская продолжила заниматься творчеством. В 1951 г. при Доме пионеров и школьников она организовала литературный кружок, который со временем превратился в крупное литературно-творческое объединение «Алые паруса». Многие воспитанники поэтессы стали известными писателями, поэтами, журналистами, среди них А. Горская, К. Шишов, О. Балакина, Л. Кулешова, Л. Доброхотов, А. Борченко.

«Алыми парусами» Лидия Александровна руководила на протяжении 35 лет. В 2003 г. объединение прекратило свое существование. В последние годы поэтесса часто и подолгу болела. Скончалась 8 мая 1990 г. Похоронена на Успенском кладбище г. Челябинска.

«Осенние приметы»
Лидия Преображенская

Тонкая берёзка
В золото одета.
Вот и появилась
Осени примета.

Птицы улетают
В край тепла и света.
Вот вам и другая
Осени примета.

Сеет капли дождик
Целый день с рассвета,
Этот дождик тоже –
Осени примета.

Горд мальчишка, счастлив:
Ведь на нём одета
Школьная фуражка,
Купленная летом.

Девочка с портфелем.
Каждый знает: это –
Осени идущей
Верная примета.

«Гребешки да ложки»
Лидия Преображенская
Нет у нас в оркестре громкого баяна,
Звонкой балалайки тоже не слыхать.
На гребенках частых, ложках деревянных
Песенку любую можем вам сыграть.

     Занавес открылся. Стало тихо в зале.
     Вот взмахнула палочкой Колина рука.
     Гребешки запели, ложки застучали:
     «Шел отряд по берегу. Шел издалека…»

Мамам показалось: конница лихая
Мчится где-то рядом. Слышен стук копыт.
Вот уже далеко цоканье стихает,
Только знамя красное на ветру шумит…

     Все вздохнули разом: – Молодцы, ребята!
     Чей-то дед взволнован: – Ну и времена!
     Ложкой деревянной ел я щи когда-то,
     А теперь в оркестре главная – она.

Ася Борисовна Горская

(1937–2003)

Ася Горская Уральская поэтесса, прозаик, педагог, краевед. составитель первой в истории Челябинска «Хрестоматии по литературе родного края для 1-4 классов». Песни на стихи А. Горской стали гимнами фестивалей «Хрустальная капель» и «Звездный калейдоскоп».

Ася Борисовна (в девичестве Шац) родилась в Минске. С началом Великой Отечественной войны отец будущей поэтессы отправил жену с детьми в эвакуацию, а сам ушел на фронт. В конце войны семья воссоединилась и в 1946 г. переехала в Челябинск. Здесь Ася училась в школе, потом в педагогическом институте, занималась в литературном объединении «Алые паруса». Стихи начала писать рано. Первое произведение юной поэтессы было напечатано в газете «Пионерская правда», благодаря этой публикации нашелся двоюродный брат Аси, пропавший во время войны.

После окончания института поэтесса вышла замуж, работала учителем в школе поселка Октябрьский. Спустя 9 лет вернулась в Челябинск, преподавала географию в школе N° 15, руководила творческим объединением «Кораблик». Вместе с учениками собирала сведения о поэтах и писателях, устраивала встречи с авторами, библиотекарями, издателями. Произведения воспитанников «Кораблика» печатались на страницах местных изданий, звучали на областном радио. В 1991 г. вышел первый стихотворный сборник А. Б. Горской «Открытый урок», который положил начало целому ряду поэтических книг: «Живите любимы», «Формула цветка» и др.

«Гимн Уралу»
Ася Горская

…Мой край. То нежный, то суровый,
С годами ставший дорогим,
Прими возвышенное слово,
Тебе пою я этот гимн.

Ты, словно друг, соединяешь
Восток и Запад меж собой
И над равнинами взлетаешь
Хребтами в дымке голубой.

Горит закат в озёрах синих,
И в домнах плавится металл.
Тебя взрастила мать Россия,
А силу дал отец Урал.

Святую память Танкограда
Ты сквозь историю несёшь.
В твоих горах такие клады…
А на полях такая рожь…

В тебе – рожденье новой эры
И Аркаима тайный свет.
Народа мужество и вера –
Свидетельство твоих побед.

«Город начинается»
Ася Горская

В самом сердце древнего Урала
Ты найди Челябинск миллионный.
Город начинается с вокзала,
С нашего Советского района,

С привокзальной площади и сквера,
Где сегодня строится метро,
А еще с твоей и нашей веры
В справедливость, разум и добро.

Город начинается, послушай,
С самой лучшей улицы Свободы,
Город начинается с «Катюши»,
Уходившей с нашего завода.

У Поклон-горы святое место,
Пусть война лишь в памяти и снах,
Но идут с букетами невесты
К матери, скорбящей о сынах.

За углом от нас Переселенка –
Вот мое наследство и соседство.
У меня ободраны коленки.
Я бегу от собственного детства.

Я взрослею, а другой мальчишка
Подрастает рядышком со мной.
В небо устремилась телевышка –
Тесно мне на улице родной…

Я хочу так много и так мало:
На него всегда смотреть влюблено…
Город начинается с вокзала,
С нашего Советского района,

С привокзальной площади и сквера,
Где сегодня строится метро,
А еще с твоей и нашей веры
В справедливость, разум и добро.

Николай Федорович Болдырев-Северский

(род. 1947)

Николай Болдырев-Северский Поэт, прозаик, эссеист, переводчик. Автор 10 изданных книг, в том числе 4 поэтических сборников. Первый южноуралец, ставший номинантом Букеровской премии, член Букеровского комитета (1997–1998 гг).

Родился в г. Серов Свердловской области в семье плотника. Происходит из старинного уральского казачьего рода. Оба деда, крупные земельные собственники, после революции были раскулачены и закончили свою жизнь на выселках.

Будущий поэт окончил филфак Уральского университета, потом аспирантуру при Московском областном педагогическом институте. Перепробовал множество занятий: был рабочим, журналистом, сельским библиотекарем, преподавал русский и немецкий языки, литературу, теорию литературы, эстетику. В 1997–2000 гг. – главный редактор частного издательства «Урал Л. Т. Д.». Один из составителей 40-томной «Библиотеки Флорентия Павленкова». С 1972 г. живёт и работает в Челябинске.

«Тихо слит туманный север с провокацией Востока…»
Николай Болдырев-Северский

Тихо слит туманный север
с провокацией Востока.
Помню, в детстве тайна ока
мне казалась главной; клевер
конь щипал или корова,
и смотрели очи ставен.
Я еще не знал Иова
и всему и всем был равен.
и всему был непонятен
этот взгляд мой, так открытый,
словно в мире нету пятен
и легки как пух копыта.
очи дерева и вазы
говорили мне, шептали…
То не в сущность ль были лазы,
то не ангелы ль летали?

«Вечером у камина на озере Тургояк»
Николай Болдырев-Северский

Выгорает мое естество.
Выгорает оно, выгорает.
как поленья сухие, пылает.
Выгорает мое меньшинство.

а мое большинство не сгорает.
Примеряет меня, примиряет,
каждой веткой меня измеряет,
каждой кошкой меня промеряет,
не сгорает мое большинство.

не сгорит эта тонкая нить,
серебристая словно оконце.
В глубине нашей теплится солнце
и растенье, просящее пить.

Прогорает мое естество.
сверхъестественно ночь выплывает.
Что-то в ней меня видит и знает.
и не только меня одного.

Другие авторы

Внимания со стороны любителей поэзии заслуживает творчество и других челябинских авторов: В. Кузнецовой, Л. Андреевой, С. Борисовой, В. Кальпиди, Н. Ягодинцевой, А. Петрушкина и др.



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах