«Предсказанье» М. Цветаева
– «У вас в душе приливы и отливы!»
Ты сам сказал, ты это понял сам!
О, как же ты, не верящий часам,
Мог осудить меня за миг счастливый?Что принесёт грядущая минута?
Чей давний образ вынырнет из сна?
Весёлый день, а завтра ночь грустна…
Как осуждать за что-то, почему-то?О, как ты мог! О, мудрый, как могли вы
Сказать «враги» двум белым парусам?
Ведь знали вы… Ты это понял сам:
В моей душе приливы и отливы!
Сборник «Вечерний альбом» (1910). Раздел «Любовь».
Анализ стихотворения Цветаевой «Предсказанье»
Произведение, опубликованное в 1910 г., появилось в пору гимназической учебы. Осмысливая первые любовные переживания, юная поэтесса, «странное дитя» страха и отваги, начинает осознавать сложность взаимоотношений, в которых минуты счастья могут оборваться нотами диссонанса.
Зачин открывается цитатой: обиженная героиня приводит слова адресата, глубоко задевшие ее. Лирическое «ты» определил непостоянство и непредсказуемость как главные черты характера избранницы, уподобив внезапные перепады настроения водной стихии. Романтическая метафора приливов и отливов души, авторство которой принадлежит возлюбленному, становится предметом рефлексии лирического «я».
Чувства женского образа противоречивы. Юной девушке нравится проницательность героя, способного прикоснуться к чужим душевным тайнам. «Мудрый», – такое определение дает своему избраннику польщенная героиня. Однако лидирующие позиции, определяющие общее настроение лирического субъекта, принадлежат не положительным эмоциям. При помощи комплекса риторических вопросов автор выражает упреки, адресованные возлюбленному. В словах собеседника героине послышалось осуждение. Обиду усугубляет факт, что многозначительная фраза была высказана в момент душевного подъема, «мига счастливого».
Попытка анализа собственных ощущений составляет основное содержание центрального катрена. Причина изменчивости характера кроется в разнообразии впечатлений. Чуткое сердце мгновенно отзывается на перемены, которые приносит жизненный поток, и героиня не чувствует за собой вины, видя в непостоянности суть своей натуры.
Тема динамики жизни души получит продолжение в дальнейшем цветаевском творчестве. В знаменитом лирическом манифесте ее героиня, уподобляющая себя искрящейся морской пене, провозглашает: «Мне дело – измена».
В финале звучит главное обвинение оскорбленной собеседницы. Оно оформлено метафорически: герой осмелился враждебно встретить два белых паруса. Последний образ в поэтике юной Цветаевой соотносится с иносказательным портретом души, наделенной сверкающими крылами. Проницательный адресат не смог оценить движений искренней души, и своей холодностью оскорбил героиню.
Адресуя упреки мужскому образу, субъект речи задействует два вида личных местоимений. Использовав этот художественный прием, автор продолжает пушкинскую традицию, подчеркивающую разницу между «пустым» официальным и «сердечным» интимным обращениями.