«Приморский сонет» А. Ахматова
Здесь все меня переживет,
Всё, даже ветхие скворешни
И этот воздух, воздух вешний,
Морской свершивший перелет.И голос вечности зовет
С неодолимостью нездешней,
И над цветущею черешней
Сиянье легкий месяц льет.И кажется такой нетрудной,
Белея в чаще изумрудной,
Дорога не скажу куда…Там средь стволов еще светлее,
И все похоже на аллею
У царскосельского пруда.
1958 г., Комарово.
Анализ стихотворения Ахматовой «Приморский сонет»
Стихотворение «Приморский сонет», написанное летом 1958 года почти семидесятилетней поэтессой, многие литературоведы склонны причислять к шедеврам поздней лирики Ахматовой. Создавалось оно в поселке Комарово, ныне входящем в состав Курортного района Санкт-Петербурга. Там Анна Андреевна жила в маленьком доме, который сама называла «Будкой». Выделил его Литфонд. Нередко к поэтессе приезжали гости, в их числе – Иосиф Бродский, Фаина Раневская, Дмитрий Лихачев, Евгений Рейн, Лидия Чуковская. Кстати, в итоге именно в Комарово Ахматову и похоронили, хотя скончалась она в подмосковном санатории.
Ключевая тема рассматриваемого текста – смерть, но напрямую о ней не говорится. Тем не менее, произведение лишено трагической окраски. В нем нет страха перед неотвратимым концом, надежд на обретение покоя и счастья в загробной жизни, стремления отдалить или приблизить гибель. Отношение, которое демонстрирует Ахматова, – спокойно-просветленное. В первых строках кажется, что под «здесь» имеется в виду Комарово с его ветхими скворечниками, вешним воздухом. Потом оказывается, что мыслить нужно шире. «Здесь» – это земной мир с его вполне реальными радостями – например, цветущей черешней. Смерть в стихотворении заменена вечностью, голос которой зовет лирическую героиню с «неодолимостью нездешней». Перед ее лицом все отходит на второй план – и трагедия физической кончины, и ужасы человеческого существования. Если первая строфа стихотворения начинается со слова «здесь», то последняя – со слова «там». Героиня произведения находится на пороге смерти, между двумя мирами. В этой точке время остановилось, ничего не происходит – даже воздух, свершивший свой перелет, застыл.
«Дорога не скажу куда», упомянутая в финале произведения, – последний путь, который суждено пройти каждому человеку. В «Приморском сонете» он сравнивается с аллеей у царскосельского пруда. Образ этот возникает не случайно. Царское Село для Ахматовой – место, с которым неразрывно связаны детские воспоминания, о чем она писала в автобиографии «Коротко о себе». По тропкам петербургского пригорода делала будущая поэтесса первые шаги. Вполне естественно, что на пороге смерти ей видятся именно царскосельские аллеи. С их помощью словно перекидывается мостик от прошлого к грядущему, от самого начала жизни к ее завершению. И благодаря им совсем не страшит путь в вечность.
Автор: Анна Ахматова