«Птичка божия» В. Маяковский
Он вошел, склонясь учтиво. Руку жму. – Товарищ – сядьте! Что вам дать? Автограф? Чтиво? – Нет. Мерси вас. Я – писатель. – Вы? Писатель? Извините. Думал – вы пижон. А вы… Что ж, прочтите, зазвените грозным маршем боевым. Вихрь идей у вас, должно быть. Новостей у вас вагон. Что ж, пожалте в уха в оба. Рад товарищу. – А он: – Я писатель. Не прозаик. Нет. Я с музами в связи. – Слог изыскан, как борзая. Сконапель ля поэзи. На затылок нежным жестом он кудрей закинул шелк, стал барашком златошерстым и заблеял, и пошел. Что луна, мол, над долиной, мчит ручей, мол, по ущелью. Тинтидликал мандолиной, дундудел виолончелью. Нимб обвил волосьев копны. Лоб горел от благородства. Я терпел, терпел и лопнул и ударил лапой об стол. – Попрошу вас покороче. Бросьте вы поэта корчить! Посмотрю с лица ли, сзади ль, вы тюльпан, а не писатель. Вы, над облаками рея, птица в человечий рост. Вы, мусье, из канареек, чижик вы, мусье, и дрозд. В испытанье битв и бед с вами, што ли, мы полезем? В наше время тот – поэт, тот – писатель, кто полезен. Уберите этот торт! Стих даешь – хлебов подвозу. В наши дни писатель тот, кто напишет марш и лозунг!
1929 г.
Анализ стихотворения Маяковского «Птичка божия»
Лирический субъект позднего Маяковского считает по-прежнему актуальной проблему предназначения художественного слова. В стихотворении «Мрачное о юмористах» он критикует собратьев по цеху за несерьезные, мелкие и устаревшие темы. Вывод героя беспощаден: современный сатирик «обеззубел» и «обэстетился». Призывая к перу по-настоящему «бодрых задир», автор рекомендует высмеивать приспособленцев, паразитирующих «на труде, на коммунизме».
Обличительный слог полководца стихотворного фронта не щадит и поэта-лирика, главного персонажа «Птички божией», датированной осенью 1929 г. Визит возвышенного служителя муз к пролетарскому поэту стал формальным поводом для гневной критики не только творчества отдельного автора, но и трактовки предмета искусства в целом.
Стихотворение открывается сценой встречи энергичного и деловитого хозяина-литератора и смущенного манерного гостя, которого сначала принимают за читателя. Узнав род занятий визитера, бесцеремонный хозяин мгновенно «приклеивает» на пришедшего первый из ярлыков – «пижон». Впрочем, первоначальная оценка не является окончательной, и лирический герой дает собеседнику шанс исправить впечатление. Он ждет от новичка актуальных тем, «вихря идей» и «новостей вагон», которые воплотились в строчки «грозного боевого марша».
Коллега не оправдывает ожиданий маститого литератора: он начинает «поэта корчить». Отвлеченная пейзажная тематика, плавные медитативные интонации – такие стихи не могут устроить героя Маяковского. Для передачи авторской иронии привлекаются разнообразные средства: эпитеты, искаженные галлицизмы, неологизмы, сравнения. Все они призваны снизить образ персонажа, выставить его личность и творчество в смешном свете. Самые необычные из тропов – пара оригинальных глаголов «тинтидликал» и «дундудел», «собранные» автором из звуков музыкальных инструментов.
Хозяин резко обрывает речь писателя-«тюльпана», стукнув по столу «лапой». Он награждает гостя следующей серией ярлыков, на этот раз связанных с образами небольших певчих птиц. Лирик предстает в гиперболизированном образе птицы размером с человека, напоминающем современную ростовую куклу.
В финальном эпизоде пролетарский поэт объясняет причины своего возмущения: действительность не нуждается в традиционной лирической проблематике, ей необходимы «марш и лозунг». Антитеза асоциального и социального искусства выражается яркой метафорой, в которой первая разновидность уподобляется торту, вторая – хлебу.