«Русская мелодия» М. Лермонтов
В уме своем я создал мир иной И образов иных существованье; Я цепью их связал между собой, Я дал им вид, но не дал им названья. Вдруг зимних бурь раздался грозный вой – И рушилось неверное созданье!.. Так перед праздною толпой И с балалайкою народной Сидит в тени певец простой, И бескорыстный, и свободный!.. Он громкий звук внезапно раздает В честь девы, милой сердцу и прекрасной, – И звук внезапно струны оборвет, И слышится начало песни – но напрасно! – Никто конца ее не допоет!..
1829 г.
Анализ стихотворения Лермонтова «Русская мелодия»
Стихотворение «Русская мелодия» было впервые опубликовано в журнале «Отечественные записки» уже после смерти Лермонтова – в 1859-ом. Согласно нахождению в тетради II, оно датируется 1829 годом, соответственно, относится к раннему творчеству. Несколько позже в автографе Михаил Юрьевич оставил приписку в скобках, впоследствии зачеркнутую. Поэт отметил, что «Русскую мелодию» выдавал за свое произведение Дурнов, демонстрируя его Раичу. Зла на него Лермонтов не держал. В той же приписке Дурнов назван другом, любимым и уважаемым за открытую и добрую душу. Участники сей истории требуют некоторых комментариев. Семен Раич – известный поэт и переводчик девятнадцатого столетия. Он был учителем Михаила Юрьевича в Университетском пансионе, где организовал Общество любителей русской словесности, в роли активного участника которого выступал Лермонтов. Дмитрий Дурнов – близкий друг поэта. Он также учился в Университетском пансионе, писал стихотворения. Ему Михаил Юрьевич посвятил несколько произведений: «К Д…ву», «Романс», «К другу», «К Дурнову».
«Русская мелодия» считается первым свидетельством внимания Лермонтова к фольклорному творчеству и жизни народа. Здесь поэзия сравнивается с оборванной песней простого артиста, аккомпанирующего себе на балалайке. Его появление связано с повышенным интересом Михаила Юрьевича к личности шотландского барда Томаса Лермонта. Существует версия, что название стихотворения родилось неслучайно. Скорей всего, Лермонтов был знаком со сборником «Народные мелодии» авторства ирландца Томаса Мура, впервые изданным в 1818 году. В книге этой каждая мелодия сопровождается указанием на национальный источник.
В стихотворении нашла отражение антитеза, которая затем будет часто встречаться в лирике Михаила Юрьевича. В «Русской мелодии» одинокий певец, способный на постижение мира красоты, слов, идеалов, противопоставляется толпе, не умеющей понять и оценить истинное искусство. Причем дело здесь не только в вечной борьбе человека творческого с массами. Лермонтов мыслит шире – его гнетет дисгармоничное устройство всего мира. Кроме того, Михаил Юрьевич остро ощущал собственное одиночество. Тому способствовали сразу несколько факторов. Главный из них – сложные отношения между отцом поэта и бабушкой, воспитывавшей Лермонтова на протяжении долгого времени.