«Смерть (Суровый призрак, демон, дух всесильный…)» К. Бальмонт
СонетСуровый призрак, демон, дух всесильный,
Владыка всех пространств и всех времен,
Нет дня; чтоб жатвы ты не снял обильной,
Нет битвы, где бы ты не брал знамен.Ты шлешь очам бессонным сон могильный,
Несчастному, кто к пыткам присужден,
Как вольный ветер, шепчешь в келье пыльной
И свет даришь тому, кто тьмой стеснен.Ты всем несешь свой дар успокоенья,
И даже тем, кто суетной душой
Исполнен дерзновенного сомненья.К тебе, о царь, владыка, дух забвенья,
Из бездны зол несется возглас мой:
Приди. Я жду. Я жажду примиренья!
Сборник «Под северным небом» (1894).
Анализ стихотворения Бальмонта «Смерть»
«Смерть», написанная в 1894 году, является одним из самых необычных произведений К. Д. Бальмонта. Оно вошло в сборник «Под Северным небом», который, впрочем, тоже представляет собой уникальное явление в поэзии Бальмонта. Сама структура этой книги содержит множество символов и смутных намеков. Именно поэтому в качестве начала сборника выступает произведение с таким мрачным названием.
Стихотворение «Смерть» не разделено на строфы. Оно лишено рифмы, но имеет хорошо ощутимый ритм благодаря ясно узнаваемому пятистопному ямбу. Как отмечают критики, в том числе исследователь творчества К. Д. Бальмонта В. Ф. Марков, в этом произведении чувствуется влияние на поэта работ других известных литераторов. В похожем духе создано множество стихотворений: «Смерть (Ласкаемый цветущими мечтами…)» М. Ю. Лермонтова, «Алкистис» Р. М. Рильке, «Ночные мысли» Э. Юнга и т. д.
Что касается содержания стихотворения, то нельзя сказать, что оно полно мрачной безысходности, тоски и всего того, что люди вкладывают в образ смерти. Наоборот, для поэта смерть – не трагедия. Самыми первыми строками Константин Дмитриевич призывает отказаться от привычных стереотипов и по-новому взглянуть на это явление:
Не верь тому, кто говорит,
Что смерть – есть смерть: она – начало жизни.
Эта оптимистичная мысль подкрепляется с помощью многочисленных светлых образов – «радостью беспечной», «детской чистотой», «воздушная немая бесконечность». Автор сравнивает уход из мира с восхождением по «лучезарным чистым ступеням». Он призывает проживать жизнь достойно:
Пока ты человек, будь человеком
И на земле земное совершай.
Живи, молись – делами и словами,
И смерть встречай как лучшей жизни весть.
При этом людям не стоит, по мнению поэта, страшиться смерти, поскольку именно она открывает перед ними истинную свободу, познание божественной правды, приближение к стихиям и звездам. Не зря в тексте стихотворения упоминается созвездие Геркулеса. Этот образ отсылает читателя к легенде о сыне бога Зевса, который присоединился к своему родителю, погибнув в огне.
Если же взглянуть на сюжет с другой стороны, то смерть может выступать не только как конец человеческой жизни. Под этим образом вполне может скрываться иной смысл. Например, под смертью можно понимать конец эпохи. Как известно, Константин Дмитриевич жил в непростое время. В России назревали значительные перемены. Проницательные люди, в число которых, несомненно, входил и Бальмонт, предчувствовали, что грядет нечто новое. Возможно, этим стихотворением он предвосхитил будущие события.
Возможно, под смертью кроется идея о завершении одного творческого этапа и начале нового. Уже в следующем сборнике стихов Бальмонт погрузился в поиски нового стиля, изучая все, что могло дать пищу для вдохновения – иностранные языки, работы древних поэтов и современников, искусство и т. д. В этом случае смерть мыслится как подготовка в новому слову в поэзии.
В любом случае, стихотворением «Смерть» К. Д. Бальмонт в очередной раз подтверждает свое звание блестящего символиста и талантливого поэта.
Сонеты ✑