Как писать стихи

«Сторона ль ты моя, сторона!..» С. Есенин


«Сторона ль ты моя, сторона!…» Сергей Есенин

Сторона ль ты моя, сторона!
Дождевое, осеннее олово.
В черной луже продрогший фонарь
Отражает безгубую голову.

Нет, уж лучше мне не смотреть,
Чтобы вдруг не увидеть хужего.
Я на всю эту ржавую мреть
Буду щурить глаза и суживать.

Так немного теплей и безбольней.
Посмотри: меж скелетов домов,
Словно мельник, несет колокольня
Медные мешки колоколов.

Если голоден ты — будешь сытым.
Коль несчастен — то весел и рад.
Только лишь не гляди открыто,
Мой земной неизвестный брат.

Как подумал я — так и сделал,
Но увы! Все одно и то ж!
Видно, слишком привыкло тело
Ощущать эту стужу и дрожь.

Ну, да что же? Ведь много прочих,
Не один я в миру живой!
А фонарь то мигнет, то захохочет
Безгубой своей головой.

Только сердце под ветхой одеждой
Шепчет мне, посетившему твердь:
«Друг мой, друг мой, прозревшие вежды
Закрывает одна лишь смерть».

Анализ стихотворения Есенина «Сторона ль ты моя, сторона!…»

Стихотворение «Сторона ль ты моя, сторона!..» написано в 1921 году. В нем Есенин рисует мрачную картину беспросветной действительности. Время действия – дождливая осень, когда тяжелое небо кажется словно из олова сделанным. Лирический герой идет по весьма условному городу. Никаких намеков на конкретный населенный пункт в тексте нет. Персонажу настолько не нравится окружающая реальность, что во второй строфе он замечает:
Нет, уж лучше мне не смотреть,
Чтобы вдруг не увидеть хужего.
Продрогший фонарь с безгубой головой, освещающий безрадостную картину, выглядит в стихотворении как вещь дьявольская. Видения и кошмары, посещающие героя произведения, возникают не без его участия. Бездушно возвышается он над землей, то мигая, то хохоча. Зловещему образу фонаря противопоставлен образ колокольни. Если его искусственный свет – от лукавого, то ее свет невидимый, духовный – от бога. Город в стихотворении – мертвый мир, похожий на чистилище, где дома напоминают скелеты. Некоторые их обитатели пребывают в счастливом неведении. Есть и такие, как лирический герой, кто удостоился прозрения. Вот только персонажу стихотворения радости полученные сокровенные знания не приносят. Более того – он всеми силами пытается о них забыть. Сердце подсказывает ему единственно возможный выход из сложившейся ситуации – смерть.

Стихотворение «Сторона ль ты моя, сторона!..» связано с циклом «Москва кабацкая», работа над которым началась в 1921 году. В рассматриваемом тексте нет упоминаний о питейных заведениях и пагубных привычках лирического героя. Тем не менее, кошмары, порожденные сознанием персонажа произведения, вполне могли быть следствием злоупотребления алкоголем. С «Москвой кабацкой» стихотворение также объединяет мрачная атмосфера безысходности. Кроме того, текст связан с ранним творчеством Есенина. Речь идет о его произведении «Сторона ль моя, сторонка…», написанном в 1914 году. В нем говорится явно о сельской местности. Скорей всего, имеется в виду родное село поэта Константиново. Оно описывается как печальный край, «горевая полоса». Над землей этой возвышается старая церквушка, «в облака закинув крест». Сравнение двух стихотворений помогает понять изменения, произошедшие за семь лет в сознании Есенина. Одно из ключевых: если сначала родиной поэт считал деревенскую местность, то впоследствии ее место занял город.

Метки:


Анализы стихотворений:
Анненский; Апухтин; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Вяземский; Гиппиус; Гумилев; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах