Творчество Цветаевой – путь через трагедию
Творчество Цветаевой было наполнено немецким романтизмом 1830-х гг. И она сам это признавала! Она, по сути своего характера и творчества, романтик. А романтизм не только как литературное направление, но и как мироощущение – это черта, свойственная и символизму. Что питало русский символизм? Французы (Верлен, Рембо, Бодлер, Малларме и др.), античность, немецкие романтики. А романтизм всегда трагичен, по сути. Герой – и Толпа. И герой гибнет. Античная трагедия. Рок. Смерть – вот что привлекало Марину Ивановну. Все – безмерно, все – глобально, все на разрыв аорты, все – до конца.
Она и как человек «притягивала» к себе несчастья. Вспомним всю ее жизнь: не случись одной трагедии, непременно случилась бы другая. Она была «запрограммирована» на трагедию. И в этом находила упоение. Вспомним Пушкинское «гибель на краю». Но, конечно говоря о Цветаевой нельзя не учитывать историко-литературный контекст эпохи начала XX века. С его ожиданием мировой катастрофы, с его тягой к мистическому, к инфернальному, с его кризисом позитивизма как научного метода познания, с его Вагнеровским Духом музыки, с его Дионисийством и Аполлонизмом и т. д.
Поэта, любого творца воспринимать надо непременно в контексте и в дискурсивном поле, тогда многое становится объяснимым. Так что не придется задавать вопросы – похожа? непохожа? Очень непохожа ни на кого, и одновременно похожа на свой век. Но главное в ней, что она не только этот век перечувствовала, но и перешагнула его, почему столь немногие ее при жизни понимали. Ее трагедия – трагедия непонимания…