«Уединение: уйди…» М. Цветаева
* * * Уединение: уйди
В себя, как прадеды в феоды.
Уединение: в груди
Ищи и находи свободу.Чтоб ни души, чтоб ни ноги
На свете нет такого саду
Уединению. В груди
Ищи и находи прохладу.Кто победил на площади –
Про то не думай и не ведай.
В уединении груди –
Справляй и погребай победуУединения в груди.
Уединение: уйди,Жизнь!
Сентябрь 1934 г.
Анализ стихотворения Цветаевой «Уединение: уйди…»
В мае 1922 года советские власти позволили Цветаевой вместе с дочерью Ариадной покинуть страну. Время эмиграции стало для поэтессы периодом скитаний. Она успела пожить в Берлине, предместьях Праги, Париже. Среди тех, кто уехал из Советского Союза после революции, стихотворения Марины Ивановны особой популярностью не пользовались. Для иностранной публики на первый план вышла ее проза. С 1930-х годов Цветаева, ее муж, дочь и сын существовали в состоянии нищеты. Семья фактически голодала. Источников дохода было немного: Ариадна вышивала шляпки, Марина Ивановна получала скромные гонорары. Сергей Эфрон не мог работать по состоянию здоровья. Примерно в середине 30-х поэтесса пережила глубочайший творческий кризис. Лирики в это время она практически не писала. В 1939 году Цветаева вернулась в СССР, последовав за дочерью и супругом.
1934-м датировано стихотворение «Уединение: уйди…». В нем нашел отражение важнейший мотив поэзии Марины Ивановны. Цветаевская лирическая героиня – женщина одинокая, пострадавшая от несчастной любви или дружбы. Одинока она и как поэт, противопоставивший себя миру. Одиночество порождается особенной жизненной философией. Именно с него начинается творческая самостоятельность. Лирическая героиня погружается в себя. Для нее одиночество – и сильнейшее страдание, и величайшая благодать. Если учитывать вышеназванные тезисы, открывается понимание стихотворения. Согласно мировосприятию Цветаевой, уход в себя позволяет обрести свободу, необходимую художнику для занятий творчеством. Марина Ивановна отличалась стремлением сочинять так, чтобы «лучше нельзя». Она жаждала быть незаменимой, необходимой тому, кто в конкретный момент времени находился в центре ее жизни. Часто поэтесса не могла найти себя в реальности. Тогда общение с окружающим миром Цветаева меняла на диалог с собственной душой.
Стихотворение весьма характерно для лирики Марины Ивановны периода эмиграции. В это время в ее поэзию приходят внешняя простота, объективность, сдержанность, мудрость. Сама Цветаева становится нелюдимой, обращает больше внимания на неодушевленные предметы. Так рождаются произведения, посвященные кусту, стулу, саду. «Уединение: уйди…» – это не бунт и не борьба, а концентрация на самопознании, тихое погружения в глубины своей души.