Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«В кино» Н. Заболоцкий

Утомленная после работы,
Лишь за окнами стало темно,
С выраженьем тяжелой заботы
Ты пришла почему-то в кино.

Рыжий малый в коричневом фраке,
Как всегда, выбиваясь из сил,
Плел с эстрады какие-то враки
И бездарно и нудно острил.

И смотрела когда на него ты
И вникала в остроты его,
Выраженье тяжелой заботы
Не сходило с лица твоего.

В низком зале, наполненном густо,
Ты смотрела, как все, на экран,
Где напрасно пыталось искусство
К правде жизни припутать обман.

Озабоченных черт не меняли
Судьбы призрачных, плоских людей,
И тебе удавалось едва ли
Сопоставить их с жизнью своей.

Одинока, слегка седовата,
Но еще моложава на вид,
Кто же ты? И какая утрата
До сих пор твое сердце томит?

Где твой друг, твой единственно милый,
Соучастник далекой весны,
Кто наполнил живительной силой
Бесприютное сердце жены?

Почему его нету с тобою?
Неужели погиб он в бою
Иль, оторван от дома судьбою,
Пропадает в далеком краю?

Где б он ни был, но в это мгновенье
Здесь, в кино, я уверился вновь:
Бесконечно людское терпенье,
Если в сердце не гаснет любовь.

1954 г.

Анализ стихотворения Заболоцкого «В кино»

В поздних творениях Заболоцкого усиливается эпическое начало. Идейное содержание стихотворений приближается к жанру рассказа, развернутого психологического портрета. Одинокие жизни осторожного неудачника или старика-генерала, описание отношений пожилого кузнеца и его «железной» супруги – изображая лаконичные сценки, автор проявляет проницательность, точность, тонкое понимание человеческой природы.

Портрет одинокой немолодой женщины является центральным образом в стихотворении 1954 г. Главная черта внешнего облика персонажа – озабоченное выражение лица, о котором трижды упоминается в тексте.

Характеристики женского портрета сопровождаются подробным описанием обстоятельств лирической ситуации. Субъект речи наблюдает за своим персонажем в кинотеатре, при этом не конкретизируются причины, побудившие уставшую героиню прийти туда.

Постепенно развивается антитеза, противопоставляющая суровую «правду жизни» вымышленному миру масс-культуры. Первую часть оппозиции представляет образ женщины, скорбные черты лица которой отражают нелегкий жизненный опыт. Второй компонент образован при помощи комплекса образов. Облик артиста, кривляющегося «рыжего малого», подчеркнуто снижен: комик фиглярничает, отпуская неудачные шутки. Характеристики вымышленной среды дополняет оригинальная трактовка кинофильма как обманчивого видения, в котором действуют неубедительные, «призрачные, плоские» персонажи.

Желая отвлечься от собственных проблем, посетительница старается включиться в круг развлечений, предлагаемых публике в кинотеатре. Однако плоские остроты, ненатуральные кинообразы и надуманные конфликты столь далеки от жизни, что не могут развеять «тяжелой заботы», следы которой неблагоприятно отразились на внешности героини.

Почему на лице центрального персонажа появилась гримаса скорби? Серия риторических вопросов указывает на разнообразие вариантов развития событий. Разлука с любимым из «далекой весны» вызвана историческими факторами. О войне поэт упоминает прямо, о ссылке или лагерном заключении – опосредованно, актуализируя образ далекого края.

Печальная история одного одиночества заканчивается жизнеутверждающей нотой. Обобщая образ современницы, лирический повествователь сумел различить в нем главные черты личности: негаснущую любовь и бесконечное терпение. Не замыкаясь в ощущении безнадежности, автор оставляет читателю надежду на позитивные перемены.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах