Вульгаризмы
Одно из требований к поэтической речи гласит, что в художественном произведении не должно присутствовать грубых слов, просторечных выражений, т. е. всего того, что в науке называется вульгаризмами. Однако время от времени такую лексику всё же можно обнаружить в текстах стихотворений или в прозаических произведениях. Попробуем понять, почему же это происходит и как автору пользоваться подобными словами.
Вульгаризмы (от латинского «vulgaris» – «грубый, обыкновенный, простонародный»), согласно словарному определению, это слова, которые находятся за пределами литературного языка. Так называют совокупность грубых, неприличных слов и выражений, обладающих повышенной экспрессией. Основной функцией вульгаризмов, по мнению исследователя В. А. Хомякова, является дисфемизация речи, т. е. огрубление, придание негативной смысловой нагрузки нейтральному понятию с целью усиления экспрессивности речи.
В понятие «вульгаризмы» включаются слова-табу, интенсификаторы (усилители эмоциональности) и богохульства. Также к нему относятся обсценные слова – ругательства, бранные выражения, передающие наиболее сильные, как правило, негативные эмоции – досаду, гнев, раздражение, злость и т. д. Для примера приведём несколько таких лексем:
- сдохнуть, окочуриться, околеть – умереть;
- рыло, морда, харя, рожа, мурло – лицо;
- зенки, моргалы – глаза;
- жрать, хавать, лопать – принимать пищу, есть;
- лабуда, мура – чушь, ерунда;
- слямзить, стырить – украсть и т. д.
Употребление подобных слов нежелательно не только в художественном произведении, но и в бытовой разговорной речи. Знаменитый советский писатель К. И. Чуковский называл такой лексикон «людоедским» (по прозвищу литературной героини Эллочки-людоедки) и считал, что его распространение сигнализирует о недостатке уровне культуры и душевном низости. Тем не менее вульгаризмы встречаются в некоторых произведениях русской литературы. Приведём несколько отрывков из известных стихотворений.
Трубит, трубит погибельный рог!
Как же быть, как же быть теперь нам
На измызганных ляжках дорог?Вы, любители песенных блох,
Не хотите ль пососать у мерина?Полно кротостью мордищ праздниться,
Любо ль, не любо ль – знай бери.
Хорошо, когда сумерки дразнятся
И всыпают вам в толстые задницы
Окровавленный веник зари.«Сорокоуст», С. А. Есенин.
Нами лирика в штыки неоднократно атакована, ищем речи точной и нагой. Но поэзия – пресволочнейшая штуковина: существует – и ни в зуб ногой. Например вот это – говорится или блеется? Синемордое, в оранжевых усах, Навуходоносором библейцем – «Коопсах». Дайте нам стаканы! знаю способ старый в горе дуть винище, но смотрите – из выплывают Red и White Star'ы! с ворохом разнообразных виз.«Юбилейное», В. В. Маяковский.
Оглоблей
или машиной,
но только
мордой
аршин в снегу.
Пулей слова матершины.
«От нэпа ослеп?!
Для чего глаза впряжены?!
Эй, ты!
Мать твою разнэп!
Ряженый!»«Боль были», В. В. Маяковский.
Три заживо схоронены
На дне тюремной глубины –
И двух сожрала глубина;
Лишь я, развалина одна,
Себе на горе уцелел,
Чтоб их оплакивать удел.«Шильонский узник», Дж. Байрон, перевод В. А. Жуковского.
Мне Маркса жаль: его наследство
свалилось в русскую купель;
здесь цель оправдывала средство
и средства обосрали цель.«Гарики», И. М. Губерман.
Как видим, грубые выражения употребляются в произведениях разных эпох, от классицизма до современности. Причин, по которым авторы допускают появление таких слов в своих стихах, может быть несколько. Во-первых, такие слова имеют яркую эмоциональную окраску и иногда лучше передают настроение автора. Во-вторых, вульгаризмы могут применяться для имитации простонародной речи героев или стилистической характеристики персонажей. В-третьих, подобная лексика может приводиться для создания ироничного тона, сатиры и высмеивания какого-либо явления.
Уместно использованные вульгаризмы могут усилить выразительность и экспрессивность поэтического произведения. Но исследователи предостерегают авторов от злоупотребления этими словами. В художественном тексте всё же приветствуется использовать литературные варианты. А вульгарные выражения и грубые слова советуют применять редко и осторожно, так как они способны обеднить речь и ухудшить её восприятие читателем.