Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Выезд» Д. Самойлов

Помню – папа еще молодой,
Помню выезд, какие-то сборы.
И извозчик лихой, завитой,
Конь, пролетка, и кнут, и рессоры.

А в Москве – допотопный трамвай,
Где прицепом – старинная конка.
А над Екатерининским – грай.
Все впечаталось в память ребенка.

Помню – мама еще молода,
Улыбается нашим соседям.
И куда-то мы едем. Куда?
Ах, куда-то, зачем-то мы едем…

А Москва высока и светла.
Суматоха Охотного ряда.
А потом – купола, купола.
И мы едем, все едем куда-то.

Звонко цокает кованый конь
О булыжник в каком-то проезде.
Куполов угасает огонь,
Зажигаются свечи созвездий.

Папа молод. И мать молода,
Конь горяч, и пролетка крылата.
И мы едем незнамо куда –
Всё мы едем и едем куда-то.

1966 г.

Анализ стихотворения Самойлова «Выезд»

Стихотворение «Выезд» входит в список редких произведений Давида Самуиловича Самойлова (1920–1990), в которых запечатлены образы родителей поэта. В нём нашла отражение и старая Москва, бережно сохранённая в детской памяти. Но на самом деле это произведение гораздо глубже и затрагивает серьёзные взрослые проблемы. Чтобы разобраться в нём, обратимся к биографии Давида Самуиловича.

Будущий творец родился в столице нашей родины в июне 1920 года в состоятельной еврейской семье. Его отец, Самуил Абрамович Кауфман, был известным врачом-венерологом. Вспоминая детство, поэт писал, что чувствовал себя счастливым ребёнком, потому что был окружён заботой и теплом. Разумеется, когда ты кроха, то многие вещи обходят тебя стороной, и даже если случается что-то нехорошее, то от тебя это скроют. Вот об этом-то и говорится в стихотворении «Выезд».

В основе сюжета произведения лежат воспоминания маленького Давида Самуиловича. Читатель следит за событиями глазами лирического героя – ребенка:
Помню – папа ещё молодой,
Помню выезд, какие-то сборы.

Конечно, внимание малыша выхватывает из действительности самые яркие образы. Поэт отражает их в оригинальных выразительных эпитетах: «извозчик лихой, завитой», «допотопный трамвай», «старинная конка» (трамвайный вагончик на конной тяге), «конь горяч», «пролётка крылата». Мальчик замечает, что мама молода, она улыбается, а значит, ничего страшного не происходит, и выезд – просто интересное приключение.

Однако в стихотворении чувствуется что-то тревожное. На это указывают вроде бы незаметные, но важные детали: «А над Екатерининским – грай.»

Это раскричались беспокойные московские вороны. Недобрый знак и то, что конь споткнулся о камень в тёмном проезде.

Градация «конь, пролетка, и кнут, и рессоры» усиливает нервное напряжение:
Вот уже ночь накрывает город:
Куполов угасает огонь,
Зажигаются свечи созвездий.

А чета Кауфманов продолжает путь. Поэт использует эпифоры, завершая почти каждую строфу фразой
И мы едем, всё едем куда-то.

Трудно представить благополучную ситуацию, когда молодая семья с малышом быстро собирается и на ночь глядя едет непонятно куда. А ведь известно, что в 20-30 годы XX века даже солидное состояние и социальный статус не были защитой для еврейских семей. Именно тогда, когда Давид Самуилович был совсем маленьким, представителей народа преследовали, районы, где они жили, подвергались погромам. Возможно, именно эта угроза и заставила родителей поэта покинуть, улыбаясь соседям, дом и двинуться в более безопасное место.

На первый взгляд это стихотворение содержит только добрые воспоминания о родителях и городе детства. Однако в нём кроется и намёк на трагедию целого народа. Поэтому представляется важным обращать внимание на исторический контекст произведения и уметь вчитываться в строки.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах