«Я видел твой млечный, младенческий волос…» А. Фет
* * * Я видел твой млечный, младенческий волос,
Я слышал твой сладко вздыхающий голос –
И первой зари я почувствовал пыл;
Налету весенних порывов подвластный,
Дохнул я струею и чистой и страстной
У пленного ангела с веющих крыл.Я понял те слезы, я понял те муки,
Где слово немеет, где царствуют звуки,
Где слышишь не песню, а душу певца,
Где дух покидает ненужное тело,
Где внемлешь, что радость не знает предела,
Где веришь, что счастью не будет конца.
1884 г.
Сборник «Вечерние огни. Выпуск второй» (1885).
Анализ стихотворения Фета «Я видел твой млечный, младенческий волос…»
Будучи уже пожилым человеком, Фет не прекращал писать о любви. Более того – его поздняя интимная лирика по силе, страсти, искренности выражения чувств ничуть не уступает произведениям молодых талантливых поэтов. При этом никаких романов у Афанасия Афанасиевича в старости не было. Его стихотворения – воспоминания о давно прекратившихся отношениях, воспоминания очень яркие, наполненные мельчайшими деталями. Среди величайших образцов любовной поэзии Фета, написанных на излете жизни, – «Я видел твой млечный, младенческий волос…» (1884). И если его ранняя интимная лирика зачастую носила характер камерный, то рассматриваемое произведение звучит мощно, масштабно и даже несколько торжественно.
Поэзия Фета удивительно музыкальна – это давно заметили и литературоведы, и простые читатели. Стремясь словами выразить невыразимое, Афанасий Афанасиевич часто прибегал к образам, которым нет нужды искать буквальное толкование – их необходимо воспринимать только в целостности, словно аккорд, состоящий из разных звуков. Сам поэт говорил, что музыка и лирика – «не только родственны, но и нераздельны». Искусство давало Фету возможность укрыться от прозаической действительности, от меркантильности, мелочности, ежедневных бытовых проблем. Впрочем, не стоит забывать, что Афанасий Афанасиевич, вернув себе дворянство, стал крепким хозяйственником, имение которого процветало и приносило неплохой доход. Двойственность его натуры (с одной стороны – поэзия и музыка, с другой – счета и мудрые деловые решения) нередко вызывали насмешки со стороны современников.
В стихотворении «Я видел твой млечный, младенческий волос…» важную роль играет антитеза – скучная реальность противопоставлена высшему миру:
…Где слово немеет, где царствуют звуки,
Где слышишь не песню, а душу певца,
Где дух покидает ненужное тело…
Эти три строки довольно точно передают характер значительной части фетовской лирики. Невыразимое легче выразить через музыку, нежели при помощи слов. Хорошо исполненная песня действительно отходит на второй план, на передний выводя душу певца. Тело – бренная оболочка, необходимая для того, чтобы наслаждаться всеми благами жизни земной, но в мире ирреальном она ни к чему. Согласно стихотворению «Я видел твой млечный, младенческий волос…», самый простой путь в этот благословенный высший мир – любовь. Именно она помогла лирическому герою оторваться от земли, поверить, что «счастью не будет конца».