Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Александр Блок

«Я вышел. Медленно сходили…» А. Блок

* * *

Я вышел. Медленно сходили
На землю сумерки зимы.
Минувших дней младые были
Пришли доверчиво из тьмы…

Пришли и встали за плечами,
И пели с ветром о весне…
И тихими я шел шагами,
Провидя вечность в глубине..

О, лучших дней живые были!
Под вашу песнь из глубины
На землю сумерки сходили
И вечности вставали сны!..

25 января 1901 г., Петербург.
А. Блок «Стихотворения. Книга первая» (1898–1904). Цикл «Стихи о прекрасной даме» (1901–1902).

Анализ стихотворения Блока «Я вышел. Медленно сходили…»

Произведение, датированное концом января 1901 г., следует за вступлением к знаменитой книге «Стихи о Прекрасной Даме». Интересно, что при редактировании прижизненных изданий культового сборника поэт стремился к строгой хронологизации своих творений. Попутно автор снабжал стихотворные тексты комментариями, которые сообщают о месте или иных внешних обстоятельствах их появления. Исследователи полагают, что Блок руководствовался не идеей соблюдения скрупулезного порядка, а воспринимал жизненные события как элементы пространственно-временной характеристики поэтического текста, созданного по принципам символизма.

К стихотворению «Я вышел» автор добавил комментарий, сообщающий о долгой прогулке по одной из петербургских улиц в «особом состоянии». Предчувствия будущей встречи с идеалом женственности, появившиеся во время гулянья, возвели рядовой эпизод в ранг важного, мистически озаренного события.

Объектом внимания лирического «я», вышедшего из дома, становятся «сумерки зимы». Они «медленно» сходят на землю, вызывая из «тьмы» памяти светлые воспоминания – «младые были». Острое предчувствие близких перемен, которое ассоциируется с песней о весне, приближает героя к тайнам идеального мира, к «вечности снам». Глубокие озарения приходят к лирическому субъекту, когда он тихо шагает по вечерней улице.

Мотив ожидания, заявленный в анализируемом тексте, поддерживается в и в следующих стихотворениях. Герой слышит «песни весенней намек», и звуковой образ подкрепляется визуальным изображением чистого и глубокого неба, причастного идеальной сущности. В мистический час «вечерних теней», появившихся на «синих снегах», герою чудятся песня «лебединая», «могильные» видения и знакомый тревожный голос, живой и близкий.

Показательно, что мотив ожидания, пассивного пребывания в таинственной туманной атмосфере, постепенно вытесняет активное начало, выраженное мотивом пути. Последний характерен для цикла Ante Lucem и зрелой лирики Блока. В рамках художественного мира «Стихов о Прекрасной Даме» мотив пути возникает достаточно редко, осложняясь ощущениями недосягаемости цели. В стихотворении «За туманом, за лесами…» Небесная Возлюбленная издали манит за собой, рассеивая темное пространство ночи блуждающим огнем. В более поздних творениях цикла декларируется не только бесполезность, но и опасность активного поиска, который может закончиться гибелью в болоте или встречей со зловещим призраком-всадником.



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах