«За городом» Н. Некрасов
«Смешно! нас веселит ручей, вдали журчащий,
И этот темный дуб, таинственно шумящий;
Нас тешит песнею задумчивой своей,
Как праздных юношей, вечерний соловей;
Далекий свод небес, усеянный звездами,
Нам кажется, простерт с любовию над нами;
Любуясь месяцем, оглядывая даль,
Мы чувствуем в душе ту тихую печаль,
Что слаще радости… Откуда чуства эти?
Чем так довольны мы?.. Ведь мы уже не дети!
Ужель поденный труд наклонности к мечтам
Еще в нас не убил?.. И нам ли, беднякам,
На отвлеченные природой наслажденья
Свободы краткие истрачивать мгновенья?»– Э! полно рассуждать! искать всему причин!
Деревня согнала с души давнишний сплин.
Забыта тяжкая, гнетущая работа,
Докучной бедности бессменная забота –
И сердцу весело… И лучше поскорей
Судьбе воздать хвалу, что в нищете своей,
Лишенные даров довольства и свободы,
Мы живо чувствуем сокровища природы,
Которых сильные и сытые земли
Отнять у бедняков голодных не могли…
1852 г.
Анализ стихотворения Некрасова «За городом»
Неприглядные сцены городской жизни, где за каждой фигурой герою «мерещится драма», противостоят вольному сельскому пейзажу. В художественном мире Некрасова картины «травнистых дорог» тешат взгляд горожанина, хотя зачастую вызывают грусть. «Вольный ветер нив» избавляет от усталости, «свежит» мысли, придает столичному гостю «запас сил», а поэта награждает «ворохом стихов».
Форма произведения 1852 г. – диалог, участниками которого становится пара городских бедняков. Вырвавшись за город, они увлеченно и восторженно погружаются в мир природы. Что привлекает приятелей в пейзажной зарисовке? Журчание ручья, таинственный шум леса, соловьиные трели, звездная панорама – друзья любуются погожим вечером, ощущая в душе «тихую» светлую печаль.
Распространенному в русской лирической традиции романтическому мотиву единения с природой контрастирует оригинальная эмоциональная реакция зачина: «Смешно!» Далее первый из собеседников поясняет свою мысль. Упиваться радостью от встречи с прекрасной природой пристало детям, «праздным юношам» и людям состоятельным. Говорящего удивляет, что «гнетущая работа» не лишила бедняков способности испытывать положительные эмоции, не убила «наклонности к мечтам».
Настрой второго товарища более миролюбив и беспечен. Он убежден, что не стоит анализировать причины душевных перемен. Забыть об унизительном «докучном» труде, почувствовать свободу и веселье в сердце – в этом главная заслуга деревенской жизни горожан. Стоит возблагодарить судьбу за неожиданный и отрадный подарок.
Завершающая фраза обостряет тему социального неравенства, определяя «сокровища природы» единственной ценностью, которую «сытые и сильные» не могут отнять у бедноты.
В поэме «Саша», появившейся двумя годами позднее «За городом», развивается тема близости к родной природе. С ней связан гармоничный образ главной героини, происходящей как раз из небогатой семьи. Чувства раскаяния и умиления при виде «знакомой нивы» испытывает и лирический субъект – уставший, сломленный, «измятый» жизнью. Покаянные слезы способны преобразить унылый пейзаж, внести в него светлые приветливые оттенки. Поле становится пышным, лес и солнце – ласковыми. Радость, которую приносит лирическому «я» созерцание ликующей природы, напоминает эмоции двух бедняков, не утративших чуткости души, свойства любоваться прекрасным.