Поэзия готов — воспевателей смерти

Эстетика готики в литературе возникла в середине восемнадцатого века на туманном острове, в Англии. Основным жанром этого направления стал готический роман – произведение мистического толка, героями которого чаще всего являются призраки, вампиры, либо мрачные люди с загадочным и тёмным прошлым и не менее тёмным настоящим, монахи, мистики. Действие литературных готических произведений, как правило, разворачивается в готическом мрачном замке, подземелье, пещере.

Атмосфера произведения в стиле готика проникнута тайной, мистическим ужасом (именно эту литературу называют источником вдохновения современного жанра в кинематографии – фильма ужасов). Настроение произведений можно описать как меланхоличное и, говоря современным языком, депрессивное.

Символика и образы произведений в жанре готика разнообразна и хаотична. Тем не менее, вся эстетика готических романов, рассказов и поэзии, так или иначе, связана со смертью, тайной, мистикой, ужасами. Отсюда и наиболее часто встречающиеся символы и образы – кресты, черепа, летучие мыши, вампиры, кладбища, загадочные незнакомки и незнакомцы, неправедные монахи, воскресшие мертвецы, восстанавливающие справедливость, ведьмы и прочие атрибуты оккультизма и мистики.

Основоположником готического романа принято считать Хораса Уолпола, выпустившего в 1764 году роман Замок Отранто. Жанр оказался чрезвычайно востребованным, так как помимо чёрных красок предлагал и некую атмосферу чудесного, пусть и ужасного. У него оказалось много последователей и подражателей. Появилось целое направление готической литературы. Поэзия в готическом стиле получила начало в то же время, что и готический роман. В готическом стиле писали поэтические произведения представители так называемой Озёрной школы – Роберт Саути, Водсворт, Самюэль Тэйлор Кольридж. Каждый из них составил свой готический образ: Саути — «Старуху из Беркли», Водсворт — «Люси Грей», Кольридж — «Старого морехода»и «Кристабель».

Готическая поэзия и литература вообще оказала своё влияние на последующую поэзию, в том числе и русскую. Традиции романтизма, мрачные настроения, меланхолия, депрессивные мотивы – всё это можно найти в поэзии символистов, русских поэтов так называемого «серебряного века». Не обошли, впрочем, это направление своим вниманием и наши «золотые» поэты Жуковский, Пушкин, особенно любил создавать в своих произведениях демонические образы М.Ю. Лермонтов. Это, конечно, не готика в чистом виде, но, тем не менее, влияние готических произведений на последующую литературу отрицать нельзя, и его следы очевидны.

В настоящее время существует направление молодёжной (в основном) субкультуры «Готы». Как известно, ничто не происходит из ничего и не исчезает бесследно. Не могло исчезнуть бесследно и такое явление как панки со своей музыкой, имиджем, стилем жизни. На волне пост-панка в семидесятых годах прошлого века начинает зарождаться новая субкультура, трансформируясь в направление «готики». Можно сказать, что в сейчас пиковый момент возрождения готической культуры. Помимо музыки, вышедшей из панк-рока и металла, представители готической субкультуры создают и тексты к своим музыкальным композициям. В них мы явственно слышим те же мотивы, и видим знакомые образы чёрной меланхолии, смерти, ведьмовства, колдовства, мистики. Более того, современные готы создают образ прекрасной и ужасной готики и наяву, во всём придерживаясь выбранного стиля, в причёске, одежде, макияже они используют мрачные чёрные тона, «вампирский» мёртвенно-бледный тон лица, сочетая с густой чёрной подводкой глаз (тени) , например. Людей , создающих подобные образы, с полным правом можно назвать современными поэтами готики.



Похожие записи:
Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Блок; Бодлер; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Горький; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маршак; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Пастернак; Пушкин; Рембо; Рождественский; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева