«Степь» П. Вяземский
(Июнь 1849)Бесконечная Россия
Словно вечность на земле!
Едешь, едешь, едешь, едешь,
Дни и версты нипочем!
Тонут время и пространство
В необъятности твоей.Степь широко на просторе
Поперек и вдоль лежит,
Словно огненное море
Зноем пышет и палит.Цепенеет воздух сжатый,
Не пахнет на душный день
С неба ветерок крылатый,
Ни прохладной тучки тень.Небеса, как купол медный,
Раскалились. Степь гола;
Кое-где пред хатой бедной
Сохнет бедная ветла.С кровли аист долгоногой
Смотрит, верный домосед;
Добрый друг семьи убогой,
Он хранит ее от бед.Шагом, с важностью спокойной
Тащут тяжести волы;
Пыль метет метелью знойной,
Вьюгой огненной золы.Как разбитые палатки
На распутий племен –
Вот курганы, вот загадки
Неразгаданных времен.Пусто всё, однообразно,
Словно замер жизни дух;
Мысль и чувство дремлют праздно,
Голодают взор и слух.Грустно! Но ты грусти этой
Не порочь и не злословь:
От нее в душе согретой
Свято теплится любовь.Степи голые, немые,
Всё же вам и песнь, и честь!
Всё вы – матушка Россия,
Какова она ни есть!
Июнь 1849 г.
* Также выходило под названием «Степью».
Анализ стихотворения П. А. Вяземского «Степь»
Стихотворение «Степь» написано в июне 1849 года. Незамысловатое на первый взгляд произведение имеет особое философское наполнение – унылые пейзажи заставляют автора задуматься о единстве земного и идеального, проследить их метафизическую связь.
В рамках небольшого произведения автор как будто намеренно предъявляет нам богатство русской лексики. Текст содержит практически все существующие средства художественной выразительности, здесь:
- сравнения – «небеса, как купол»; «курганы, как палатки»; «однообразно, словно замер дух» – позволяют точнее выразить чувства;
- риторические восклицания – «… дни и версты нипочем!» «Грустно!», «… вам и песнь, и честь!» «… Россия, какова она ни есть!» – придают изложению торжественность, особое значение;
- лексические повторы – «пред хатой бедной … бедная ветла»; «вот курганы, вот загадки» – отражают единообразие открывающейся местности;
- беспрецедентная частотность инверсии – «купол медный», «аист долгоногой», «тащут волы», «сохнет ветла», «метелью знойной», «дремлют праздно», «в душе согретой», «тонут время и пространство», «пусто всё» – вносит нотки уныния и безысходности;
- эпитеты – «крылатый ветерок», «огненная зола», «верный домосед», «бедная хата», «убогая семья», «спокойная важность», «неразгаданные времена» – помогают создать зримые, конкретные образы предметов и явлений;
- олицетворения – «бедная ветла»; «воздух цепенеет»; «дух замер», «небеса раскалились»; «согретая душа»; «любовь теплится»; «время и пространство тонут»; «голые, немые степи»;
- метафоры – «загадки времен», «друг семьи», «вьюга золы», «дух жизни», «распутие племен»;
- синонимы – «метель, вьюга», «бедная, убогая»;
- многосоюзие – «и песнь, и честь» – подчеркивает, что произведение носит хвалебный характер;
- оксюморон – «вечность на земле» – обращает внимание на тысячелетнюю (по меркам человеческой жизни – вечную) историю России;
- аллитерация – «метет метелью» – создает дополнительный звуковой акцент;
- лексика высокого стиля – «взор»;
- слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «ветерок», «тучка».
Череда повторений «едешь, едешь, едешь, едешь» убаюкивает читателя, подчеркивает монотонное однообразие путешествия. Но великий поэт и патриот скорбит о неустроенности своей Отчизны и в очередной раз признается в любви к ней, какой бы неказистой она не казалась стороннему глазу.