Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Пётр Вяземский

«Степь» П. Вяземский

(Июнь 1849)

Бесконечная Россия
Словно вечность на земле!
Едешь, едешь, едешь, едешь,
Дни и версты нипочем!
Тонут время и пространство
В необъятности твоей.

Степь широко на просторе
Поперек и вдоль лежит,
Словно огненное море
Зноем пышет и палит.

Цепенеет воздух сжатый,
Не пахнет на душный день
С неба ветерок крылатый,
Ни прохладной тучки тень.

Небеса, как купол медный,
Раскалились. Степь гола;
Кое-где пред хатой бедной
Сохнет бедная ветла.

С кровли аист долгоногой
Смотрит, верный домосед;
Добрый друг семьи убогой,
Он хранит ее от бед.

Шагом, с важностью спокойной
Тащут тяжести волы;
Пыль метет метелью знойной,
Вьюгой огненной золы.

Как разбитые палатки
На распутий племен –
Вот курганы, вот загадки
Неразгаданных времен.

Пусто всё, однообразно,
Словно замер жизни дух;
Мысль и чувство дремлют праздно,
Голодают взор и слух.

Грустно! Но ты грусти этой
Не порочь и не злословь:
От нее в душе согретой
Свято теплится любовь.

Степи голые, немые,
Всё же вам и песнь, и честь!
Всё вы – матушка Россия,
Какова она ни есть!

Июнь 1849 г.

* Также выходило под названием «Степью».

Анализ стихотворения П. А. Вяземского «Степь»

Стихотворение «Степь» написано в июне 1849 года. Незамысловатое на первый взгляд произведение имеет особое философское наполнение – унылые пейзажи заставляют автора задуматься о единстве земного и идеального, проследить их метафизическую связь.

В рамках небольшого произведения автор как будто намеренно предъявляет нам богатство русской лексики. Текст содержит практически все существующие средства художественной выразительности, здесь:

  • сравнения – «небеса, как купол»; «курганы, как палатки»; «однообразно, словно замер дух» – позволяют точнее выразить чувства;
  • риторические восклицания – «… дни и версты нипочем!» «Грустно!», «… вам и песнь, и честь!» «… Россия, какова она ни есть!» – придают изложению торжественность, особое значение;
  • лексические повторы – «пред хатой бедной … бедная ветла»; «вот курганы, вот загадки» – отражают единообразие открывающейся местности;
  • беспрецедентная частотность инверсии – «купол медный», «аист долгоногой», «тащут волы», «сохнет ветла», «метелью знойной», «дремлют праздно», «в душе согретой», «тонут время и пространство», «пусто всё» – вносит нотки уныния и безысходности;
  • эпитеты – «крылатый ветерок», «огненная зола», «верный домосед», «бедная хата», «убогая семья», «спокойная важность», «неразгаданные времена» – помогают создать зримые, конкретные образы предметов и явлений;
  • олицетворения – «бедная ветла»; «воздух цепенеет»; «дух замер», «небеса раскалились»; «согретая душа»; «любовь теплится»; «время и пространство тонут»; «голые, немые степи»;
  • метафоры – «загадки времен», «друг семьи», «вьюга золы», «дух жизни», «распутие племен»;
  • синонимы – «метель, вьюга», «бедная, убогая»;
  • многосоюзие – «и песнь, и честь» – подчеркивает, что произведение носит хвалебный характер;
  • оксюморон – «вечность на земле» – обращает внимание на тысячелетнюю (по меркам человеческой жизни – вечную) историю России;
  • аллитерация – «метет метелью» – создает дополнительный звуковой акцент;
  • лексика высокого стиля – «взор»;
  • слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «ветерок», «тучка».

Череда повторений «едешь, едешь, едешь, едешь» убаюкивает читателя, подчеркивает монотонное однообразие путешествия. Но великий поэт и патриот скорбит о неустроенности своей Отчизны и в очередной раз признается в любви к ней, какой бы неказистой она не казалась стороннему глазу.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах