Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Справочник для учащихся и начинающих авторов » Поэтические приёмы

Диереза

Одним из важнейших компонентов поэтической речи является ритм, который обеспечивается стихотворным метром и размером. Иногда случается, что какое-либо слово прекрасно подходит с точки зрения содержания произведения, но не вписывается в ритмический рисунок из-за того, что в нём больше или меньше морфем, чем требуется. Вместо того, чтобы отказаться от этого слова, автор может прибегнуть к особому приёму, получившему название «диереза». Рассмотрим, что это такое и приведём примеры из произведений русских поэтов.

Этот термин произошёл от греческого слова «diairesis», которое можно перевести как «разделение, членение, разрыв». В античной метрической системе диерезой называли раздельное произношение гласных звуков, расположенных в конце одного слова и начале следующего (хиатусе), когда не предусмотрена апокопа или другой вид усечения звука. Диереза допускалась, когда того требовал метр стихотворения, и нужно было сохранить позицию икта – ритмического ударения. Вот, как определяется это явление в «Поэтическом словаре» А. П. Квятковского: «Диереза – в античном стихе замена в стопе долгого (двудольного) слога двумя краткими (однодольными), например стопы хорея и ямба могли быть заменены равноценной по своему долевому объему стопой трибрахия, где долгий слог как бы «распускается» на два коротких».

Вот пример диерезы в её античной трактовке:

Пошло слово любовь, ты права.
Я придумаю кличку иную.
Для тебя я весь мир, все слова,
Если хочешь, переименую.

«Без названия (Недотрога, тихоня в быту…)», Б. Л. Пастернак.

В выделенном слове видим два соседствующих гласных звука. При чтении вслух в этом месте напрашивается пауза, которая бы отделила фонемы друг от друга. Поэтому здесь имеет смысл говорить о применении диерезы, несмотря на то, что разделяемые звуки расположены не в разных словах, а в одном.

Почти такая же ситуация наблюдается и в силлабо-тоническом стихосложении за тем исключением, что ритм в этой системе формируется иным способом. Здесь под диерезой понимают образование из одного слога, включающего гласный звук и «й», двух слогов. Так, произнесение слова «войн» (родительный падеж слова «война») как «воин» будет считаться примером применения этого приёма. Также в это понятие входит огласовка мягкого знака, продиктованная необходимостью соблюдения размера. Пример: прочтение «счастья» как «счастия».

Вот несколько отрывков из различных стихотворений, где обнаруживается диереза:

Мой восторг неосторожный
Не обидит никого;
Не откроет дружбе ложной
Таин счастья моего…

«Бокал», Е. А. Баратынский.

Седая мгла виется вкруг холмов;
Росой затоплены равнины;
Желтеет сень кудрявая дубов,
И красен круглый лист осины…

«Осень», Е. А. Баратынский.

Здесь выделенное слово употреблено вместо «вьётся». Автор заменил «ъ» гласным «и», чтобы стих соответствовал размеру, пятистопному ямбу.

Ой ду-ду-ду-ду-ду-ду,
Потерял мужик трубу
На поповом на току.
Шарил шарил не нашёл,
Ко боярыне пошёл.
Сударыня-барыня,
Прикажь вора поимать,
Руки-ноги оторвать.
Русская народная песня.

Когда ты злобен, или болен,
Тоской иль страстию палим,
Поверь: тогда ещё ты волен
Гордиться счастием своим!

«Когда, вступая в мир огромный…», А. А. Блок.

Много примеров диерезы можно обнаружить в творчестве Александра Сергеевича Пушкина:

И не придёт друг сердца незабвенный
В последний миг мой томный взор сомкнуть,
И не придёт на холм уединенный
В последний раз любовию вздохнуть.

«Князю А. М. Горчакову».

Конечно, не один Евгений
Смятенье Тани видеть мог;
Но целью взоров и суждений
В то время жирный был пирог
несчастию, пересолённый);
Да вот в бутылке засмолённой…

«Евгений Онегин».

Все на палубе сидели,
Вдоль по Реину неслись,
Зеленеющие бреги
Перед нами раздались.

«Как порою светлый месяц…», Ф. И. Тютчев.

Здесь, понятно, речь идёт о Рейне, но для того, чтобы стихи укладывались в размер (четырёхстопный хорей), название реки удлинилось на один слог, а слово из следующей строки, наоборот, сократилось.

Что здесь? гроб, да прах, да тление!
А кругом, сквозь смерть, я чую
Всё веселие весеннее,
Волю бабочек живую…

«Голос мёртвого», В. Я. Брюсов.

Встречается этот приём и в современной поэзии:

С такой любовию, как мать,
С таким доверием, как дети,
Ты помоги мне принимать
Всё, чем Ты путь мой здесь отметил.

«Молитва», Вера Кушнир.

Как видим, применение диерезы характерно не только для античной поэзии. Это явление широко встречается в силлаботонике и обнаруживается в стихах авторов и XIX, и XX, и XIX столетий.



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах